Всемирный день детского телевидения и радиовещания
14.12.2010
Всемирный день детского телевидения и радиовещания назначен был в 1994 году по решению Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
О маленьких зрителях телевидение начало заботиться уже на ранних этапах своего становления. Дебютной советской программой для детей стал тележурнал ?Юный пионер?, который впервые вышел в эфир 6 октября 1951 года. Идеологически выдержанные передачи для будущих строителей коммунизма сменяли друг друга: ?Отзовитесь, горнисты?, ?Орлёнок?, ?Вперед, мальчишки?.
В отдельное направление выделяются развивающие и образовательные программы. Валентина Леонтьева, или ?тетя Валя?, с передачи ?В гостях у сказки? учила делать игрушки и украшения, мастерить полезные вещи.
Расцвет образовательного вещания пришелся на 70-80 годы. Передачи для детей и юношества выходили в эфир 12?13 часов в сутки. Уроки иностранных языков, физики, рисования чередовались с театральными постановками, выступлениями детских хоров, танцевальных коллективов.
Однако самым ярким воспоминанием теперь уже взрослой аудитории остались программы, в которых обучение и воспитание совмещались с развлечениями. Пробным камнем стал ?Будильник?. Он появился на экранах в 1965 году. В передаче можно было увидеть отрывки из мультфильмов, цирковые номера, послушать музыку, встретиться с известными актерами. Одним из постоянных героев был Карлсон в исполнении Спартака Мишулина, на экране разыгрывались мини-представления.
Для самых маленьких создали ?АБВГДЕЙКу?. Идею позаимствовали у американской программы для иммигрантов ?Сезам стрит?. В далеком 75-ом, когда вышел в эфир первый выпуск, об этом почти никто не знал. Отдадим должное советским телевизионщикам ? бюджетных заокеанских кукол заменили клоунами Клёпой, Ириской, Левушкиным и Юрой. В игровой форме они усваивали полезные вещи.
1 сентября 1964-го года детвора познакомилась с ведущими и героями программы ?Спокойной ночи, малыши?. Каждый вечер она собирала дружную компанию: малыши усаживались перед телевизорами, а Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша, дядя Володя и тетя Таня, по ту сторону экрана. Из их историй дети глубже познавали мир, учились правилам поведения и добра.
С изменением общественного строя появились рейтинги. Детские программы с центральных каналов перекочевали на ?нишевые?. Их образовательно-воспитательное назначение постепенно уступило место развлекательному.
О зависимости зрителей от телевизора заговорили не так давно, ведь у телевидения история гораздо меньше, чем, например, у алкоголя или табака. Но если ?голубой экран? имеет такую власть даже над взрослыми, то что уж говорить о маленьких зрителях! Тем более что детвора всегда перенимает привычки и образ жизни родителей: не разбирая, хорошо это, или нет?
О Всемирном дне детского телевидения и радиовещания вы можете больше узнать, посмотрев архив проекта Летопись. Связь времен.