Международный день кино
28.12.2010
28 декабря 1895 года в индийский салон ?Гранд-кафе? на бульваре Капуцинок в Париже въехал виртуальный поезд. Выходка братьев Люмьер вызвала панику среди посетителей и одновременно превратила невиданный аттракцион в новый вид искусства ? кинематограф.
Действительно ли с тех пор кино формирует наши вкусы, язык и поведение? Почему воображаемые персонажи кажутся нам реальнее, чем мы сами? Что вынуждает нас переживать судьбу экранного героя сильнее, чем собственную?
Французский режиссер Жорж Мельес первым в кино применил монтаж и технические трюки. С 1908 года на пленку снимают театральные представления. В эру ?великого немого? началась деятельность величайшего актера и режиссера, гениального комика Чарльза Чаплина. В 20-ые годы появляются детективы, комедии, вестерны.
Эпоху звукового кино открыла картина ?Певец джаза?, снятая в 1927-м. Первыми советскими звуковыми лентами были ?Путевка в жизнь? и ?Встречный?.
Благодаря звуку и цвету кино способно захватывать, дарить не только отдых и развлечение, но и утешение и надежду. Не случайно Голливуд ? страна самых известных киностудий ? имеет второе название ? ?фабрика грёз?. В 1939-м вышел первый цветной фильм ? ?Унесенные ветром? по роману Маргарет Митчелл.
После Второй мировой войны огромная популярность пришла к итальянскому кинематографу неореализма ? фильмам Федерико Феллини, Роберто Росселлини, Витторио де Сика, Микеланджело Антониони. В 1950-м показали фильм ?Расёмон? Акиро Куросавы. Это была первая азиатская лента в западном прокате, а Куросава стал одним из самых известных режиссеров мира.
Творческие поиски художников разных стран создавали выразительный язык современного киноискусства. Умением выражать самые сложные идеи и смысловые оттенки, передавать тончайшие душевные состояния прославился мастер философского кино Ингмар Бергман. Глубокой содержательностью и символичностью выделялись работы Александра Довженко, Андрея Тарковского. Захватывающей, динамической фабулой, яркими типажами запоминаются фильмы Копполи, Спилберга и Кемерона.
Сегодня безусловное лидерство в мировом прокате принадлежит американскому кинематографу. Его первенство достигается в первую очередь за счет финансовых и технических возможностей. Американская академия киноискусства ежегодно определяет наилучшие работы и вручает самый почетный приз ? ?Оскар?.
Конкуренцию киноиндустрии, ориентированной на массового зрителя, составляет распространенное авторское кино. Обычно, это ? сфера энтузиастов экранного воплощения оригинальных идей, поиска ответов на вечные вопросы.
Чуть больше столетия ? это в истории искусства всего лишь мгновение. За это время кино преодолело путь от фиксации времени до способности создавать что-то абсолютно невиданное ранее. И подошло к грани, за которой, по словам Джеймса Кемерона, ?единственной преградой для творца кинофильмов станет лишь его воображение?. Что же, уважаемый зритель, приятных путешествий! Добро пожаловать во второе киностолетие!