Главная страница
Сейчас в эфире 06:56

23:35

Ми - Укра╖на. Азербайджанц╕ Укра╖ни

23:05

Под╕я. Митець. Глядач

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

Окрилений Афон, сурдопереклад

22:05

М╕сце п╕д сонцем. Олекс╕й Нашивочн╕ков. Говорить арх╕тектура, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

О. Архангельський В╕рую

21:40

Територ╕я добра

21:35

Камерний хор Пектораль

21:00

Л╕топис. В╕длуння епох

20:35

Як сонце застигло у рам╕

20:25

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Ми - Укра╖на. Поляки Укра╖ни

19:00

Твори. Живи. Люби

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

17:00

Л╕топис. В╕длуння епох

16:30

14- плюс

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Джерело мистецтв

15:15

Румунська Лавра

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

14:00

М╕сце п╕д сонцем. Юр╕й Серняк. Л╕кар на тво╓му боц╕

13:25

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

13:00

14- плюс

12:50

Лавра Небесна

12:20

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:45

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

11:20

14-плюс

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

10:05

Будьте здоров╕! (сурдопереклад)

09:55

Територ╕я добра

09:05

Повертаючи любов

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

08:35

Дивосв╕т

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Духовн╕ п╕сн╕. Ю. Фалик Храм Тв╕й

07:05

Феномен плаката

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Музейн╕ хранител╕. Антична колекц╕я Ханенк╕в

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:35

Суво╖ Мертвого моря

05:05

Сасик у полон╕

05:00

Молитва Отче наш

04:00

Розкажи нам, вулице! Велика Житомирська, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

01:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гор Ятлук. В╕трила дитинства

00:35

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Неделя о расслабленном. Толкование Евангелия и Апостола

01.05.2018

Евангелие (Ин. 5, 1-15)

Исцеление расслабленного при овчей купели

Была в Иерусалиме купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Она была тем замечательна, что Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду: и тот больной, который входил в купальню первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какова бы ни была его болезнь.
Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купальни, Он увидел около нее множество лежащих больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие; всякий из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в нее. Между прочими больными был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его, сжалился над ним и сказал ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: Встань, возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 6?8). Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следует ему брать постели своей, ибо день был праздничный.
Но он отвечал им: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 11).
?А кто Тот Человек?? ? спросили они. Но он не знал; Иисус скрылся в народе.
Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (ср.: Ин. 5, 12?14).
Вот о чем мы должны все стараться, когда Бог избавляет нас от болезни. Во время болезни мы часто просим помощи у Бога; а потом, когда выздоравливаем, не думаем о том, как бы угодить Ему; с возвращением наших сил мы забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам, вместо того чтобы исправиться и начать новую, более благочестивую жизнь.
Четвертая неделя после Пасхи называется Неделей о расслабленном, в память того чуда, о котором мы здесь рассказали. В эту неделю поется следующая песнь: ?Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: слава, Христе, державе Твоей?.

Покаяние и молитва ? лучшее врачевание наших болезней

Слова Спасителя исцеленному при Овчей купели расслабленному: Вот, ты теперь здоров, смотри же, не греши, чтобы не случилось с тобою что-нибудь худшее (ср.: Ин. 5, 14), ? ясно указывают на то, какая тесная связь существует между грехом и болезнями нашими. Страсти греховные ? вот первая и главная причина наших болезней.
Если бы мы жили по-христиански, воздержанно, в умеренном труде, если бы мы побеждали в себе гнев, зависть, злобу и другие пороки, умаляющие дни человеческой жизни, то достигали бы безболезненной старости. Посему, православный христианин, если постигнет тебя болезнь, прежде всего ищи себе исцеления и помощи у единого Врача душ и телес. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, говорит Сам Господь устами царя и пророка Давида (Пс. 49, 15).
И как удобно это для каждого из нас! Не выходя из дома, не сходя с постели, больной может призвать себе на помощь Господа, поведать Ему свои болезни, открыть Ему свои немощи. Не сомневайся, что ты будешь услышан; Врач Небесный всегда готов со Своей всесильной помощью, только ждет нашего призыва. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему (Апок. 3, 20), говорит Он. Господь всегда находится при дверех нашего сердца и ждет мгновения, когда мы вспомним о Нем, отверзем Ему наше сердце. Он, Премилосердый, невидимо и во всякое время исцеляет всех приходящих к Нему с твердой верой и искренним раскаянием в своих грехах.
С этой целью Спаситель наш Иисус Христос поставил пресвитеров, которым заповедал всегда принимать от Его имени приходящих к ним за душевным исцелением. Болит ли кто в вас, научает апостол Иаков, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним... И молитва веры спасет болящаго (ср.: Иак. 5, 14?15).
Итак, если ты, верующий во Христа и его милосердие, страждешь в болезнях телесных, пригласи к себе священника, расскажи ему все грехи и, получив через него отпущение их, приобщись животворящих Христовых Тайн во исцеление души и тела. Сколько встречается в жизни случаев, когда после искреннего покаяния и принятия животворящего Тела и Крови Христовых выздоравливают больные, которым человеческое лекарство не могло дать исцеления в их тяжких страданиях!
Вот один из таких случаев, о котором поведал православный священник. В городе Брацлаве заболела горячкой супруга одного почтенного чиновника. Во время страданий, когда она приходила в себя, то часто спрашивала домашних: ?Приглашали ли батюшку навестить и благословить меня?? Так прошло полмесяца; в это время священник при каждом богослужении молился о болящей. Врачи отказались от всякого лечения и приговорили ее к смерти.
И вот в церковь к священнику пришел слуга, присланный мужем больной, и попросил его поспешить в дом для напутствия Святыми Таинствами Покаяния и Причащения его хозяйки.
Явившись в дом, священник сначала попросил всех выйти из комнаты, а затем, выслушав искреннее раскаяние больной в ее прегрешениях, уже в присутствии всех, приобщил ее Святыми Тайнами. Вскоре после этого больная заснула, а проснувшись, сказала всем: ?Мне легче, я не умру?. Действительно, она стала быстро выздоравливать, так что через месяц в сопровождении всего семейства пришла в храм и здесь, упав на колени перед иконой Спасителя, проливала горячие слезы благодарности.
Правда, Господь не всегда чудодействует в исцелении наших телесных недугов, но может ли это удерживать нас от обращения на путь жизни и света? Если болезнь по воле Божией и не получит благоприятного исхода, то все же упование христианское дает твердость духа, облегчающую телесные страдания.
Итак, возлюбленный о Христе брат, берегись греха, как самого губительного яда для нашей жизни. В постигающих тебя болезнях ищи прежде всего врачевства духовного в покаянии и Святом Причащении.
Сознай свой грех, пожалей о том, что ты своими пороками оскорбил Всеблагого Бога, дай обещание в сердце своем и перед духовником исправиться, и Господь простит твой грех. С прощением же грехов Господь может даровать тебе и выздоровление.

О причинах болезней
 

Святитель Филарет, митрополит Московский

Обрете его Иисус в церкви и рече ему:
се, здрав еси: ктому не согрешай, да
не горше ти что будет.
Ин. 5, 14
.

Это сказано было некоему человеку во Иерусалиме, близ Овчей купели, в расслаблении тридцать восемь лет тщетно ждавшему излечения водой, которую однажды в год для одного больного делало целебной прикосновение ангельской силы, доколе, наконец, не явился Владыка времен, стихий и Ангелов и, не требуя ни времени, ни воды, ни Ангела, исцелил расслабленного словом: востани, возьми одр твой и ходи (Ин. 5, 8). Исцелитель не все успел закончить, потому что, убегая славы, поспешил скрыться в народе. Через несколько дней, вероятно в праздник, исцеленный пришел в храм, может быть, чтобы благодарить Бога за свое выздоровление. Тогда Исцелитель вновь нашел его и, как прежде в слове подал ему врачевство целительное, так и теперь в слове подает врачевство предохранительное: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14).
Если бы мы услышали, как искусный врач излеченному им больному говорит, например: ?Не употребляй впредь такой или такой пиши?, ? что бы мы подумали? Конечно, мы бы подумали: видно, излеченный прежде употреблял эту пишу; она, видно, была и причиной болезни; видно, врач предвидит, что и опять она причинит болезнь, если излеченный не перестанет употреблять ее. Подобно сему, что должны мы подумать, слыша слово Господне исцеленному: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14)? Видно, исцеленный прежде согрешал; видно, согрешения были причиной его болезни; видно, провидит Божественный Врач, что возобновляемые грехи возобновят зло в еще большей силе.
Здесь можно спросить: участь ли только одного человека представляется в Евангельском повествовании о расслабленном, или с тем вместе открывается общий закон суда над грехом, частично впечатленный в природе, частично приводимый в действие Провидением, хотя и не всегда очевидно, не всегда скоро, не всегда одинаково по видам, степеням и обстоятельствам греха? Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности? Страдал и праведный Иов болезнью, и притом весьма тяжкой. Но нельзя не признать и того, будто на одного иерусалимского грешника только направлена была строгость суда за грехи юности, заключившая его на тридцать восемь лет в узы болезни и за возможные грехи старости угрожавшая ему еще более тяжким жребием.
След подобного суда виден в судьбе другого расслабленного, исцеляя которого Господь сказал: отпущаются тебе греси твои (Мк. 2, 5). Очевидно, что, подобно глубоко мудрствующему врачу, Он исцелял от болезни, действуя на причины болезни. Не об этом ли говорит и слово апостольское: грех в мир вниде, и грехом смерть (Рим. 5, 12) ? оброцы греха смерть? Ибо что есть болезнь как не отрасль древа смерти, или ограниченный, неполный прием зелия смерти? Следовательно, вместе со смертью и болезнь пришла по дороге, проложенной грехом; а потому очень естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою.

Протоиерей Григорий Дьяченко
ПРОСТОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО
 

Апостол (Деян. IX, 32-42)

32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: ?серна?; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Святой евангелист Лука в произнесенных ныне на святой литургии словах говорит нам, что св. апостол Петр по своей обязанности обходил всех христиан, нередко посещал их дома, наблюдал над их семейной жизнью, упорядочивал ее, радовался процветанию в них благочестия. И верующие христиане с радостью принимали к себе св. апостола как посланника Божия, как дорогого гостя, как Самого Иисуса Христа. Оттого-то такое радушие со стороны принимающих и благословлялось Богом.
И пастыри Православной Церкви ныне имеют свое право и обязанность навещать своих пасомых в их домах, наблюдать над их жизнью, следить за семейным их бытом, за согласием между членами семьи и честным их трудом.
Такое премудрое установление, обязывающее пастырей посещать своих пасомых не только тогда, когда в пастыре крайняя, едва не смертная нужда, но и в другие времена, это распоряжение могло бы иметь сильное влияние на взаимообщение между паствою и пастырем, на устранение из прихода многих грубых пороков, семейных раздоров и несогласий, и даже судебной тяжбы, и на более правильное исполнение христианином еженедельных обязанностей. Но что приходится видеть и слышать?
Священник, даже в скученном приходе, допускается, приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце ее, т. е. когда родится младенец - для молитвы о родившей и родившемся и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашавших. Кроме этих случаев, дом и семейная жизнь прихожан в больших городах закрыты для взора пастырского; и уши иных прихожан не отверзаются для увещаний и советов христианских. А пастыри обязаны и готовы преподавать благословение каждому дому и освящать его молитвою церковною и св. крестом. Вопросы религиозные, семейный разлад, неравномерное, не одинаковое отношение к детям - эти вопросы не предносятся к светочу христианскому, а помимо Церкви и ее служителей решаются или педагогикою, т. е. наукою о воспитании, или судом. Так, вне Церкви, идет жизнь многих домов. Ах, куда делось то старинное радушие христиан? Где те христиане, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, богобоязненными, пред властию церковною благоговейными?
Ст. 32. Св. апостол Петр, когда посещал и обходил всех, пришел и к святым, т. е. христианам, живущим в Лидде, в старинном значительном городе. Здесь христиане, освященные и набожные люди, с благоговением приняли апостола, оказали ему полное радушие и твердую веру во Христа. Поэтому-то св. апостол в свою очередь и им явил дивную милость в лице их согражданина, расслабленного Энея. Твори добро - и тебе будет добро.
Ст. 33. Там, в Лидде, апостол Петр нашел одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Св. апостол, значит, не сразу как пришел, так и исцелил расслабленного, а он сначала осмотрел жителей, узнал их жизнь и веру и при этом нашел больного, достойного особенной милости Божией в славу Христову, к радости всех знавших несчастного восьмилетнего страдальца и во спасение самого исцеленного.
Ст. 34. Петр сказал ему (Энею): Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Нужно ли говорить о том, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его?
Ст. 35. Не только жившие в Лидде святые, т. е. правоверующие во Христа, прославили Его, но и все другие, жившие в Лидде и Сароне, которые еще не веровали во Христа, как только увидели Энея здравым, стоявшим на ногах, ходящим и действующим, тоже обратились ко Господу.
Такое чудо, совершенное в Лидде, скоро сделавшееся известным у жителей долины Саронской, естественно, не могло быть долго неизвестным в городе, соседнем с Лиддою, более многолюдном и лежавшем, так сказать, на большой дороге. Мы говорим про город Иоппию, или, как ныне он называется, Яффу.
Ст. 36. В городе же Иоппии в это самое время, когда апостол Петр исцелял Энея, находилась одна ученица, именем еврейским Тавифа, что значит по-русски ?серна?; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Эта одинокая женщина находила себе отраду, как видно, в добродетельной жизни, в готовности всецело служить Господу и быть полезною людям во всем добром. Но и ее жизни пришел конец.
Ст. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Тяжело опускать в могилу добродетельных людей. Они так редки на свете. Добреньких на свете есть немало. Это - те люди, которые иной раз кажутся ласковыми к вам, подчас услужливыми, снисходительными; а в другое время смотрят на вас свысока или совсем не признают вас, смотря по тому, откуда подует на вас и какой ветер, как вас нежит жизнь и устрояющие нашу судьбу люди. Но такие добренькие люди, по выражению Апокалипсиса, ни то постоянно теплы, ни то постоянно холодны. За то такова их и участь, как в потомстве, так и за гробом (Апок. III, 16). Дороги для развития истинно христианской жизни в людях и для ободрения их те христиане, вроде Тавифы, которые поставили задачею своей жизни благотворить и благотворить без расчета, без самолюбия, а только в утешение своей души и на пользу нуждающимся. За то и память о таких добродетельных бывает долговечна, и любовь к ним прочна и трогательна. Смотрите, сколько заботятся об умершей Тавифе все. А она была в мире одинока.
Ст. 38. Лишь только скончалась Тавифа, ученики, т. е. христиане яффские, услышав, что Петр находится в Лидде, которая была близ Иоппии, послали к Петру двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
Ст. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
Все вдовицы со слезами предстали пред апостолом Петром. Вдовицы окружили Петра. Видно, не было у усопшей Тавифы родных; она была, должно быть, круглая сирота. Но, к счастью, она присоединилась к обществу добродетельных вдовиц. Что это была за община? Это - община добровольно, всецело посвятивших себя Богу и добру в мире строгих женщин, которые воздержно жили своими трудами и от своих трудов праведных уделяли бедным или в храм Господень. Так, занимаясь рукоделием, шитьем и вязаньем, они самые сработанные вещи отдавали бедным семействам, где дети, например, и при честных трудолюбивых родителях недостаточно одеты и согреты. Такая постоянная заботливость о нужде ближнего услаждает жизнь самой благотворительницы и особенно благословляется Господом. Среди этой общины покойная Тавифа, видно, особенно выдавалась своим трудолюбием и человеколюбием; оттого-то о ней и плакали все.
Все вдовицы со слезами предстали перед апостолом Петром, показывая рубашки и платья, какие другим делала и дарила Серна, живя с ними. Так-то добрая подруга лучше иной родни.
Нам представляется при этом наша обыденная жизнь одиночек-вдовиц или еще не пристроенных, но совершеннолетних девиц. Похожи ль они в своей жизни на Тавифу?
Вот, к примеру, остается вдова бездетная. Как жизнь и смерть в руце Божией, так, значит, и вдовство не без воли Божией, премудрой, премилосердной. Правда, вдовство есть крест; но вдовство бездетной - еще не особенно тяжелый крест. Одна голова не бедна. И нужно с самого начала вдовства вдовице понять в своей судьбе руку и волю Божию и благодушно, терпеливо покориться ей. Что же ей остается в одиночестве делать? Падать духом? - Бесчестно и грешно. Желать замужества второго? - Преждевременно и необдуманно идти против только что явленного в смерти супруга определения Божия. Но для души одинокой, унылой, тоскующей во вдовстве, первое дело - честный труд и христианская деятельность, сообразная с положением в обществе, с образованием, с силами и средствами вдовицы. В этих занятиях - отрада для души, залог и преграда от соблазнов и влечений света, в этом - задача и цель вдовства. Второе супружество - это тоже дело Божие, которое устрояется сверх человеческих расчетов. А потому, вдовица, верь, надейся и молись. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим. V, 5).
Еще несколько слов о совершеннолетних одиночках-девицах. Они кончили образование; достигли совершеннолетия. Одни живут дома - в семье родной; другие расселились по чужим домам, на чужой хлеб за свои собственные заработки. Некрасива доля последних. Неопределенна, темна цель жизни и всех их. Обыкновенная цель, т. е. замужество, для непристроенной девицы, Бог весть, кому и когда суждена? А время и развитие дает свои запросы. Семья ждет от одиночной исполнения своих желаний и, так сказать, сердечной награды за любовь и заботы. Что же делать девице? Куда ей голову склонить? Увлечься ли мирской суетой? Забыть ли домашний, семейный очаг? Стать ли выше своей родной семьи и влачить день за днем в непростительных мечтах развитого и раздраженного воображения? Или строить воздушные замки с своим будущим счастьем?.. Нередко с такими мечтаниями и входят в жизнь, и возвращаются в родную семью, без сочувствия к труду родных, к обыденным занятиям, без охоты быть послушною советам опытных, трудящихся родных. Счастливы родители, если видят в своих дочерях уважение, послушание, охоту трудиться в семье, для семьи; если дочери не пренебрегают скромною обстановкою родительского крова и спокойно, терпеливо, с молитвою в сердце и на устах втягиваются в жизнь, не согласную с мечтами. Но при этом одна из главных мыслей девицы должна быть мысль, что она христианка, и, как совершеннолетняя христианка, она должна иметь уже постоянное правило в христианской жизни: быть полезною всякому во всем добром или избрать какую-нибудь деятельность, особенную, близкую, свойственную ее сердцу. Но только каждая такая черта христианской жизни должна быть постоянною добродетелью известной души. Есть же и в настоящее время добродетельные девицы в мире! Девица, приучившая себя к разумной, добродетельной жизни, будет набожною и влиятельною супругою и матерью. Ищите же, девицы и вдовицы, прежде Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам (Мф. VI, 33).
 

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА