Главная страница
Сейчас в эфире 14:18

23:05

Клятва преподобного ╤ова

23:00

Молитва Небесним силам

22:50

Камерний хор Пектораль

22:05

Розкажи нам, вулице! Дорога Велика Житомирська, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:45

╤стор╕я одного ки╖вського пам'ятника

21:40

Територ╕я добра

21:00

Л╕топис. В╕длуння епох

20:35

Окрилен╕ лиманами

20:20

Ази Православ╕я

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:25

Гронськ╕. С╕мейний портрет

19:00

Церква ╕ сусп╕льство

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:50

Духовн╕ п╕сн╕. О. Гречан╕нов Сугуба ╓ктен╕я

17:25

Вивчення Псалм╕в Давида

17:00

14- плюс

16:30

Сучасне укра╖нське мистецтво. Матв╕й Вайсберг та Олена Придувалова

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Ми - Укра╖на. Поляки Укра╖ни

15:15

Ази Православ╕я

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

14:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гор Ятлук. В╕трила дитинства

13:30

14-плюс

13:00

Джерело мистецтв

12:45

М. Лисенко Б'ють пороги

12:25

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:20

Чай без церемон╕й з Олександром Ф╕лоненком

11:15

Автограф. Р╕дна земля Василя Симоненка

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:50

Територ╕я добра

10:40

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

10:10

Монастир╕ Укра╖ни. Загадки Груш╕вського монастиря, сурдопереклад

09:35

Будьте здоров╕!

09:05

Православний в╕сник

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:35

14- плюс

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:35

Дивосв╕т

07:05

Земля запов╕дна. Коростиш╕вський каньйон

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:05

╤стор╕я шедевра. Микола Самокиш

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:20

Параф╕яни

05:05

Поводир

05:00

Молитва Отче наш

04:00

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих, сурдопереклад

03:30

Один крок до Великого служ╕ння

03:00

Под╕я. Митець. Глядач

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Як сонце застигло у рам╕

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Олександр Круковський. Капела третього тисячол╕ття

00:50

Укра╖нськ╕ народн╕ п╕сн╕ (Ой сивая зозуленька обробка М. Леонтовича

00:25

Поез╕я водно╖ стих╕╖

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Толкование Евангелия и Апостола

25.05.2012

Евангелие (Ин. 9, 1-38)

 О Вселенских Соборах

В Неделю седьмую по Пасхе Православная Церковь ежегодно вспоминает и прославляет святых и богоносных отец, бывших на Первом Вселенском Соборе, иже в Никее. Вселенским Собором называется собрание пастырей и учителей Церкви Христовой, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Великая сила и важность соборных совещаний и решений основывается на словах Самого Иисуса Христа, Который сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20). Что же касается всей Вселенской Церкви, то Основатель ее и Глава придал ей значение непогрешимости в вопросах о вере. Скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то пусть будет для тебя наравне с язычником и мытарем (ср.: Мф. 18, 17). Церкви же (обществу верующих) Спаситель дал великое обетование быть с нею во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Начало Церковных Соборов положили еще святые апостолы; для общего решения вопроса о принятии в Церковь язычников они сами однажды собрались в Иерусалиме с разных концов вселенной. С того времени Святая Церковь всегда в соборных молитвах испрашивала себе силы противостоять нарушителям истинного учения. Коль скоро ей нужно было узнать непреложную волю Божию о чем-либо, она созывала представителей поместных Церквей, и единогласное решение Соборов принимала за голос Самого Бога. Изволися Духу Святому и нам (ср.: Деян. 15, 28) ? так выразились апостолы, так затем выражались и отцы всех Соборов о своих постановлениях. Соборы созывались по причине появления среди христиан лжеучителей (еретиков), которые своим иногда хитроумным и всегда превратным учением о вере извращали истинно христианское учение о нашем спасении, смущали нетвердых в вере и чрез то вносили раздор и несогласие в общество христиан. Всех Вселенских Соборов было семь; первый из них называется Никейским, ибо происходил в городе Никее. Он созван был для опровержения ложного учения об Иисусе Христе нечестивого еретика Ария. Арий был сначала пресвитером в Александрийской Церкви; будучи человеком ученым, он сильно гордился своим умом и скоро впал в пагубное лжеумствование. Церковь христианская искони исповедовала, что Спаситель наш Иисус Христос есть второе лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Бога Отца, а Арий лжеумствовал, что Иисус Христос не Бог, но только одаренный от Бога высшею благодатью человек. Такого неправомыслия, конечно, нельзя было терпеть, и Ария отлучили от Церкви, но он продолжал распространять свою ересь и увлекать в свои сети малосведущих. Скоро в обществе христианском явилось небывалое смущение; нужно было положить конец этому злу. Тогда, по распоряжению императора Константина Великого, созван был в Никее в 325 году по Рождестве Христовом Вселенский Собор, на который явились более трехсот отцов Церкви.
Явился на Собор и еретик Арий. Сколько ни старались православные вразумить заблудшего, он остался при своем. Ария осудили и, как ослушника Церкви, лишили общения с нею, а в образец и руководство верующих в исповедании веры составлен был Символ веры, в котором кратко изложено все, во что и как должны веровать христиане. Этот Символ исповедует и доселе вся Православная Церковь Христова.
Таким образом, на Соборе Арий был низложен. Презираемый всеми, он не знал, на что решиться, и употребил хитрость. Зная снисходительность императора Константина, он стал просить его, чтобы тот повелел снова принять его в Церковь. Сердобольный император согласился исполнить его просьбу, тем более что Арий на вопрос императора: ?Так ли ты веруешь, как утвердили отцы в Никейском соборе??, ? притворно ответил: ?Так верую?. Говоря это, еретик ударял себя в грудь, на которой под одеждою висела хартия, заключающая его суемудрое учение. Не подозревая такого обмана, император велел святителю Александру, епископу Александрийскому, принять Ария в общение с Церковью. Хорошо зная упорство своего бывшего пресвитера, святитель Александр не верил Арию, но и не желал ослушаться царя. Недоумевая, как ему поступить, епископ обратился тогда с усердною молитвою к Господу Богу, чтобы Он, Правосудный, не попустил злейшему врагу вторгнуться в Церковь, но вовремя открыл всем нечестие еретика.
Господь услышал молитву святителя и всем явно показал, что Арий недостоин общения с Церковью. Настал день, в который нужно было принять еретика в Церковь. Окруженный своими единомышленниками, Арий с торжеством намеревался вступить в церковь и с лобзанием Иудиным приступить ко святому причастию. Но на пути в храм он вдруг почувствовал страшную внутреннюю болезнь, от которой все чрево его распалось и выпали внутренности, так что он тут же прекратил свою жизнь.
Так грозно наказывает Господь еретиков и всех неверующих в здешней жизни; но еще более тяжкие наказания ожидают таковых в жизни будущей. Там, без сомнения, они потерпят столько мучений, сколько посеяли зла здесь, на земле, своими лжемудрствованиями, сколько погубили простодушных сердец своим хитроумием. Как поучительно для всех нас, православных христиан, это грозное проявление суда Божия над еретиками и неверующими! Оно научает нас твердо держаться учения Православной Церкви, свято соблюдать веру Христову, ненарушимо сохранять установленные Вселенским единомыслием уставы и правила христианского благочестия. Вера православная открыта нам в Слове Божием; истины ее определены и утверждены Вселенскими Соборами, определения которых, как голос Божий, остаются неизменными на все времена, обязательными для всякого христианина. Никто не имеет права изменять что-либо по своему произволу в исповедании православно-христианской веры. Вера Христова должна быть едина, как Един Христос. Посему всякий должен веровать так, как научили нас святые апостолы, и богоносные пастыри, и учители Церкви. Апостол Павел, предохраняя галатийских христиан от увлечения ветром учения самозваных учителей, писал: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. ...Говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8?9). Вот как должно свято соблюдаться учение Православной Церкви, которой вверены все словеса Божий, в которую, как в сокровищницу, апостолы положили все, что необходимо для спасения. Дорожи, христианин, драгоценным наследием Православия, незыблемо утвержденного на семи Вселенских Соборах; памятуй, что вне Церкви Православной нельзя обрести спасения. Блюди себя от общения с разными суемудрыми учителями, желающими изменить благовествование Христово и отторгнуть верных сынов Церкви от повиновения ее учению и уставам. Заграждай свой слух от их гибельных речей, все они, как враги веры Христовой, невидимым судом Божиим уже лишены общения с Церковью. Все они суть сухие ветви, отсеченные от дерева, заблудшие овцы, отделившиеся от стада Христова, потерявшие своего пастыря и упавшие в непроходимую пропасть.
 

Протоиерей Григорий Дьяченко
ПРОСТОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО

Апостол (Деян. XX, 16-18, 28-36)

 

16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.
28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему нази-дать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: ?блаженнее давать, нежели принимать?.
36. Сказав это, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился.

В последний год своего свободного проповедования о Христе, пред праздником Пятидесятницы, св. апостол Павел был вдалеке от Иерусалима. А праздник этот, особенно в Иерусалиме, праздновался христианами с первых времен с особенным благоговением; в Иерусалим, где было сошествие Св. Духа на апостолов, к этому дню христиане-богомольцы собирались из дальних стран. И апостол Павел всячески поспешал на этот праздник и именно в этом году желал быть в Иерусалиме, особенно потому, что от Господа ему было открыто и суждено здесь в последний раз возвещать славу Божию и веру во Христа, и что после праздника Пасхи его ожидают скорби, узы, цепи, в которых его отведут с Востока на Запад. Поэтому же он знал также, что теперь по пути в Иерусалим он идет среди христианских азийских жилищ и Церквей уже в последний раз. А для его отеческого, любящего сердца тяжело было не видеться со своими духовными детьми, им обращенными ко Христу.
Гл. XX, ст. 16-17. И вот он, не имея времени зайти в знаменитый во многих отношениях город Ефес, остановился в городе Милите; и сюда призвал ефесских пресвитеров, т. е. священников Церкви, для того, чтобы с ними навеки проститься и сказать им последнее пастырское слово. Прощальная речь его к ефесским священникам дышит самою трогательною любовью к духовным детям и самою искреннею заботою о том, что ожидает, какие опасности и враги окружают ефесское общество верующих во Христа.
Ст. 18. Пришли к св. апостолу Павлу из Ефеса священники. Апостол сперва напоминает им о своей жизни среди них в Ефесе, как он там в течение трех лет день и ночь постоянно служил Господу среди многих тяжких скорбей и ничего не умолчал из того, что нужно было для спасения души ефесских христиан - но и всенародно, и в частных домах, и наедине проповедовал обо всем полезном в жизни.
Вы знаете, говорил он, как я с первого дня, в который пришел в (Малую) Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и со многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы..., возвещая Иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа (ст. 18-21).
Затем св. апостол объявляет им о своей разлуке с ними, и притом вечной; потому что некоторые лица в разных Церквах, по данной им прозорливости, предсказывали ему, что его ждут в Иерусалиме узы и страдания (Деян. XXI, 4, 11). Дух Святый, продолжал в речи св. апостол Павел, по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби (в Иерусалиме) ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить... свое служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. XX, 22-27). Дай Бог, чтобы каждый христианин, отходя от мира и прощаясь с своими ближними, мог так успокоительно, так радостно смотреть на свою судьбу в загробной жизни.
Святой апостол здесь, в тяжелую минуту разлуки, предсказал ясно и о будущих раздорах и расколах в христианской Церкви вообще, и Ефесской в частности, а потому он с особенною силою и увещевал пресвитеров ефесских быть наперед внимательными, зоркими и строгими к самим себе, чтобы, проповедуя другим о внимательности и строгости нравов, не возбудить к себе невнимательности и презрения от других.
Ст. 28. Итак внимайте, будьте внимательны к себе и всему стаду, т. е. к духовным детям, православным прихожанам, над которыми Дух Святым поставил вас блюстителями, чтобы пасти, воспитать их в Православии и привести их к Царству Небесному, в обители Отца Небесного, уготованные нам Иисусом Христом чрез Его крестные страдания. Внимательность и особенная забота в пастырях ефесских должна быть усилена, потому что Церковь Ефесскую ожидают великие опасности от врагов Православия.
Ст. 29. Ибо я знаю, говорил апостол, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Что это за волки? Под лютыми волками разумеются здесь такие злодеи-люди, которые со зверством будут нападать на все святое в христианстве, на честную жизнь смиренных христиан, никому не мешающих, на Христово учение, твердо и верно ими исполняемое. Благочестивая жизнь христиан будет тревожить души людей развращенных и невольно возбуждать их, как голодных и лютых волков, на истребление всего, что им мешает наслаждаться жизнью и спокойствием. И, к прискорбию, такими врагами верным христианам ефесским будут свои же домашние - тоже христиане ефесские, но принявшие христианство лицемерно, по расчетам или по необдуманному увлечению. Эти люди - волки в овечьей шкуре - при жизни апостола не смели выказать своего нечестия. Так-то сбывается слово Христово: враги человеку - домашние его (Мф. X, 36).
Ст. 30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. И Христос предостерегал своих учеников: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. VII, 15). Поэтому особенно пастыри Церкви должны быть постоянно на страже, постоянно, неусыпно, подобно апостолу Павлу, следить за жизнью своих пасомых и непрестанно учить их.
Ст. 31. Посему бодрствуйте, продолжал св. апостол, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
Ст. 32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными, т. е. со всеми истинными христианами, свято исполняющими свои обязанности и гражданские, и семейные, и церковные. Христианин истинный старается жить своим честным трудом, своими заработками, не желает быть в тягость другим или жить на счет других, например милостынею, дармоедствовать. Он, напротив, заботится, как бы из своих трудовых средств уделить на общую пользу что-нибудь другим людям бедным, честным, семейным, слабым и больным. Так поступал и св. апостол Павел. Он говорит о себе ефесским священникам, ссылаясь на них:
Ст. 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал (см. также Мф. X, 9-10). Мы... ни у кого не ели хлеба даром, говорит он же при другом случае, но занимались трудом и работою ночь и день (2 Фес. III, 8).
Ст. 34. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Хотя каждый апостол, по заповеди Христовой, имел право получать содержание себе от верующих, среди которых он трудился (Мф. X, 10), но св. апостол Павел, не желая давать повода своим многочисленным постоянным врагам к нареканию на него, не пользовался этим правом и своими, нередко всенощными, трудами, своим ремеслом он прокармливал не только себя самого, но и своих спутников и помощников в проповедовании веры Христовой. А св. апостол Павел, по примеру других семейств еврейских, с молодых лет был приучен родителями к ремеслу, именно - делать палатки из козлиной шерсти, несмотря на то, что родители его с ранних лет готовили и обучали своего даровитого сына наукам иудейским и греческим и закону Божию; потому что у древних иудеев была даже пословица: ?Кто не обучает своего сына какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его воровать?. Иудейский обычай при изучении наук и закона своего заниматься и ремеслом имел целью не только то, чтобы обеспечиться средствами к внешней жизни, но и то, чтобы укрощать и усмирять вредное влияние чувственности на высшую духовную жизнь человека. Такое значение имеет ремесло или искусство, земледелие, садоводство, пчеловодство и т. п. во все времена. Всегда нужно заботиться о том, чтобы был здравый ум в здоровом, правильно развитом теле.
Ст. 35. Во всем показал я вам, говорит св. апостол, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать (не записанные нигде раньше него) слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: ?блаженнее давать, нежели принимать?, т. е. гораздо лучше и спасительнее из любви к другим помогать им, делать безмерные услуги, даже при честном труде терпеть бедность и нужду, чем богатеть и жить на счет других, принимать, например, милостыню.
Этими словами закончил св. апостол свою прощальную беседу - свое отеческое завещание.
Ст. 36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился - пред отправлением своим в невозвратный путь и ввиду вечной разлуки.
Так-то св. апостол готовился в дорогу. Он помолился Богу и при этом желал, чтобы ефесские пресвитеры вместе с ним и за него помолились. Так и всем истинным христианам следует начинать добрые предприятия и, особенно, дальние путешествия молитвою общественною - церковною. Много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. V, 16). А ныне, к сожалению, весьма нередко и у православных христиан даже дальние путешествия предпринимаются без молитв церковных, и отъезд совершается с другою обстановкою, чуждою христианского освящения и благословения. Но бывает ли блажен и благословен путь такой? Христос говорит: без Меня не можете делать ничего (доброго) (Ин. XV, 5); Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. XIV, 6); Я Свет (Ин. VIII, 12). Ходите во свете, да тьма вас не обымет. И св. Православная Церковь, как чадолюбивая матерь, желая благословить своих чад в путешествие, имеет и особое молебствие об отправляющихся в путь.
Православные христиане! Отеческое завещание св. апостола, не без цели провозглашенное святой Церковью ныне, относится и к нам.
А. И мы, подобно ефесским христианам, должны быть внимательны к себе, к сохранению наших святых верований.
Б. И среди нас, православных, есть немало волков в овечьей шкуре, готовых расхищать, превратно толковать евангельское учение.
В. Но каждый из нас, подобно апостолу, обязан отражать такие поползновения и попытки лжеучителей, невзирая ни на что: ни на положение их в обществе, ни на связи вольнодумцев, ни на родство их; не дорожа и своей жизнью, только бы с радостью совершить свое служение.
Г. Каждый из нас должен жить своим честным трудом и развивать свои силы. Каждый трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. IV, 28). А кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. III, 10). Дорожите же временем (Еф. V, 16), говорит св. апостол.
Д. Умоляем же вас, братия, ...усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками (1 Фес. IV, 10-11).
Е. Святой апостол уважал праздники Господни. Он заботился о том, чтобы не пропустить празднование Пятидесятницы в Иерусалиме. - А мы? Как проводим праздники? Торопимся ли, например, в храм к литургийному богослужению: торопимся ли? Один праздничку рад - до свету пьян; другая особа накануне праздника поздно явилась домой после развлечений; не успела она еще выспаться, как уже обедня кончилась. Иная личность должна еще вполне приготовиться к приему гостей или в гости. До храма ли тут? Иному в церкви то жарко, то душно, то холодно и сыро, да и погода не хороша - хотя в гости и поедет вечером. У других хозяйство на плечах - не до церкви в праздник. Так и идет жизнь христианина изо дня в день, из недели в неделю. Оттого-то храм, имеющий вокруг себя не одну тысячу прихожан, едва видит у себя сотни; а то бывает и почти пустым.
Ж. Св. апостол Павел из дальних мест поспешал в Иерусалим, чтобы не пропустить достопамятного и многочтимого праздника Пятидесятницы. И у нас есть добрые христиане и христианки, которые, будучи более или менее свободны от семейных уз или гражданских обязанностей, предпринимают и благочестно совершают дальние религиозные путешествия к святым местам, например в Соловки, т. е. на Белое море, в Соловецкий монастырь, в Киев, на Афон, в Старый Иерусалим и т. п. Но не скроем, против таких путешествий есть немало осуждений и порицаний.
Говорят, что в числе богомольцев много праздношатающихся, промышляющих и прикрывающихся только Христовым именем; такие богомольцы и богомолки, возвращаясь на родину, возвращаются не лучшими, чем каковы были, а иногда и худшими. Потому что они от такого путешествия, например в Старый Иерусалим, считают себя людьми особенными, нередко желают выдавать каждое свое наблюдение и уловленное на ветру слово за истину, обязательную всем и каждому. Иногда эти лица приносят с собою камушки - будто с Иордана, ягодки под именем ?слез Богородицы?, травки, тростнички, и не только их дарят, как будто имеющих особую силу, но и продают их с большой выгодой для себя.
Против этого возражения трудно что-либо сказать. Оно взято из жизни. И очень жаль, и обидно за имя православного, когда видишь таких богомольцев. Но, с другой стороны, нельзя же про всех богомольцев говорить того. Некоторые путешествие к св. местам, соединенное с трудностями пути, с бедностью средств к пропитанию, считают священным и спасительным душе делом, заглаживающим учиненные прегрешения; и иные возвращаются из путешествия религиозного лучшими христианами, если они имели счастье беседовать с каким-либо высоким подвижником и даже исповедать при нем свою душу Господу. Поэтому не судите и не торопитесь произносить приговора о богомольях и богомольцах вообще - чужая душа потемки. Да и помимо .того, путешествие вообще развивает человека.
Христианские народы неизменно из века в век считают святым делом, потребностью сердца посетить святой град и облобызать ту землю, где стояли ноги Иисусовы. Чье же сердце не содрогнется, припоминая, что Христос перенес за нас из-за наших скверн - грехов? Чья душа не умилится от благодарности к Спасителю?
Но, братие, не обязательно для каждого из нас посещение св. града Иерусалима! Зато неотложно мы обязаны стремиться и постоянно идти благочестно, невозвратно к Сионстей горе и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму Небесному (Евр. XII, 22). Будем постоянно вести себя так, как будто мы в дороге к этому граду, и постоянно помнить, что мы не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. XIII, 14). Ангел-хранитель да будет нам в этом странствовании спутником к Христу, Который есть Путь, Истина и Живот, и без Которого нельзя придти в обители Отца Небесного. Да благословит вас Господь с такою же радостью стремиться к Иерусалиму Небесному, с какою св. апостол Павел, зная о предстоящих скорбях, стремился к Иерусалиму земному, а потом на небо ко Христу (Флп. I, 23).
 

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА