Главная страница
Сейчас в эфире 19:09

23:35

Ми - Укра╖на. Азербайджанц╕ Укра╖ни

23:05

Под╕я. Митець. Глядач

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

Окрилений Афон, сурдопереклад

22:05

М╕сце п╕д сонцем. Олекс╕й Нашивочн╕ков. Говорить арх╕тектура, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

О. Архангельський В╕рую

21:40

Територ╕я добра

21:35

Камерний хор Пектораль

21:00

Л╕топис. В╕длуння епох

20:35

Як сонце застигло у рам╕

20:25

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Ми - Укра╖на. Поляки Укра╖ни

19:00

Твори. Живи. Люби

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

17:00

Л╕топис. В╕длуння епох

16:30

14- плюс

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Джерело мистецтв

15:15

Румунська Лавра

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

14:00

М╕сце п╕д сонцем. Юр╕й Серняк. Л╕кар на тво╓му боц╕

13:25

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

13:00

14- плюс

12:50

Лавра Небесна

12:20

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:45

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

11:20

14-плюс

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

10:05

Будьте здоров╕! (сурдопереклад)

09:55

Територ╕я добра

09:05

Повертаючи любов

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

08:35

Дивосв╕т

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Духовн╕ п╕сн╕. Ю. Фалик Храм Тв╕й

07:05

Феномен плаката

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Музейн╕ хранител╕. Антична колекц╕я Ханенк╕в

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:35

Суво╖ Мертвого моря

05:05

Сасик у полон╕

05:00

Молитва Отче наш

04:00

Розкажи нам, вулице! Велика Житомирська, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

01:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гор Ятлук. В╕трила дитинства

00:35

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

16.06.2012

 

Воскресенье        
(Мф. 4, 18-23)

 

 
При начале Своей проповеди Иисус Христос выбирает Себе людей, достойных сделаться друзьями Его (Ин. 15, 14), которые, находясь постоянно около Него и поучаясь в спасительном учении, могли бы проповедовать это учение всему миру. И вот, проходя однажды в Галилее, близ Галилейского озера (иначе называемого Тивериадским), Христос увидел двух рыбаков ? Симона, названного Петром, и брата его Андрея. Это были люди простые, никогда не думавшие, что будут учителями вселенной. Подойдя к ним, Спаситель говорит им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков, то есть проповедниками учения, которое будет уловлятъ ? приводить ко Христу. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним, то есть сделались Христовыми учениками. То же сделали другие два брата, Иаков и Иоанн, соседние рыбаки, которые, по зову Христа, оставили лодку и отца своего.
Удивительна эта решимость призванных оставить все и идти за безвестным Учителем! ?Посмотри,? говорит святитель Иоанн Златоуст,? каковы их вера и послушание! Они были заняты своим делом, но, как скоро услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: вот, мы сходим домой и посоветуемся с родственниками; но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту. И, что особенно удивляет меня, они, не видев еще ни одного знамения, предпочли всему последование за Христом?.
Сколько впоследствии было святых, которые, оставив все ? родителей, семейства, богатства, даже царства свои,? последовали за Христом и даже восприняли ради Него мученическую смерть! Все мы тоне г желаем жить по-Божьи. Но исполнить на деле свое желание медлим под разными предлогами: то не окончили своих дел и разных предприятий, то не устроили детей; а другие говорят: ?Пока молод, поживу и свое удовольствие, а постарше буду, стану жить для Бога, для спасения души?. Это неразумно. ?Егда кою обидети, неправедно осудити, грех сотворити, ю ныне творят,? говорит святитель Иннокентий Ирку и кий,? а егда что доброе учинити, то до утра отлают?. Для Спасителя надо оставить все, иначе мг можем быть последователями Христа ? христианами (Лк. 14, 26, 33).
?Мы люди слабые,? говорят многие,? можем ли мы сделать то, что сделали апостолы и святые люди?? От пас не требуется того, что выше наших сил, от нас мг требуется бросить на произвол судьбы родителей, и детей, и семейства. Оставить все и следовать за Христом ? значит принимать всем сердцем Христово учение и жить по этому учению.
Следовать за Христом ? это значит, во-первых, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), возрастать в познании Иисуса Христа (, 11ет. 3, 18), а во-вторых, иметь добрую совесть, доброе житие во Христе (1 Пет. 3, 16). Или кратко: кто христианин, тот должен быть новой тварью (2 Кор.17), отложившей ветхого человека ? язычника (до крещения) и облекшейся после крещения во Христа.
Первые христиане, во всем подобные нам люди, облекшись во Христа (Гал. 3, 27), пребывали в таком мире и единодушии, что у них была как бы одна душа (Деян. 4, 32). Имей мир со всеми, стараясь быть святым, без чего нельзя увидеть Господа (Евр. 12, 14), и ты будешь друг Христов (Ин. 15, 14), последователь Христов.
Следует за Христом тот, кто старается поучаться в учении Христовом, ежедневно читая Книгу книг ? Святое Евангелие. Чем чаще кто читает эту вечную Книгу, тот глубже понимает ее и всегда находит нечто новое. Это и понятно. Во всей полноте нельзя понять учения Христова нашим слабым умом: его сравнивают с прекрасным небом, усеянным множеством звезд. Чем чаще смотрите на это множество ярко сияющих звезд, тем более вы замечаете среди них еще новые, до того невиданные звезды; чем больше всматриваетесь в небо, тем больше увидите в нем света. Точно так же и в отношении евангельского учения: чем более будете изучать его, тем более будете проникаться светом сего учения. И это тоже понятно: чем больше кто вращается среди людей, проникнутых себялюбивыми, мелочными расчетами и рассуждениями, тем менее он делается доступным возвышенным и святым переживаниям сердца. Пусть никто не говорит, что он многого не понимает из Евангелия: чего не понимаешь ? за разъяснением обращайся к святым отцам и учителям Церкви, от которых в течение 19 веков христианства осталось множество боговдохновенных толкований Евангелия. Да и само слово Божие просвещает всякого: и мудрого, и самого простого, если только кто-либо из них не отвращает от истины слуха своего (2 Тим. 4, 4), ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (! пр. 4, 12).
Спасительный призыв: Идите за Мною,? трудно услышать богачам и вообще людям, имеющим материальный достаток. Будучи сытыми и довольными, они не думают помогать нуждающимся и обремененным житейскою нуждою. Подобно евангельскому богачу (Лк. 12, 16?21) они готовы сказать себе и говорит: ?Душа, у тебя много благ: ешь, пей и веселись?,? не желая подумать, что рано ли, поздно ли придется умирать, и на тот свет пойдет с ними не золото, а их дела. Не слушает призыва идти и Христом и бедняк, если злобствует и завидует людям, которые богаче его. Это душевное состояние приводит многих бедняков к преступлению: воровству, поджогам, убийству... Вообще, не слушает призывали идти за Христом тот, кто вместо узкого пути, ведущего в Царство Небесное, избирает широкий и легкий путь удовольствий и наслаждений мира сего, доводящий до погибели (Мф. 7, 13?14).
 
Рим. II, 10-16
 
10. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11. Ибо нет лицеприятия у Бога.
12. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13. (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
После Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на апостолов, им всего естественнее, ближе и справедливее было обратиться с проповедью о Христе, уже пришедшем Спасителе мира, к своим, т. е. к иудеям. Это, во-первых, потому, что св. апостолы в день сошествия Святого Духа на них были окружены евреями, очевидцами совершившегося чуда; во-вторых, потому, что еврейский народ издавна был отделен Богом и возвышен над другими для сохранения истинной веры на земле, и особенно приуготовлен был к принятию Мессии пророчествами, прообразами и всем своим богослужением; в-третьих, потому, что в еврейских молельнях могли слушать богослужение и поучения и язычники; в-четвертых, также и потому, что тогда не было такого повсеместного племени, как еврейское, которое было рассеяно по всем известным тогда странам света. Следовательно, чрез евреев же гораздо легче и скорее учение Христово могло огласить вселенную. Святые апостолы, по указанию Христову, так и начали проповедь свою именно с евреев, из среды и в среде которых явился Спаситель, а потому они по праву прежде язычников должны были услышать проповедь о спасении во Христе (Мф. X, 5-6).
Евреи еще до явления христианства очень ясно сознавали свое особенное положение как избранного народа Божия, гордились им, но сами по жизни-то не были лучше иных язычников. Поэтому св. апостол и говорит им: Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься своим единственно истинным Богом, и знаешь волю Его, разумеешь лучше, чем язычник. Ты уверен о себе, что ты, именно ты, путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд... как же ты, считая себя наставником других, не учишь себя самого? (Рим. II, 17-21) Ты хвалишься законом, данным тебе от Бога через Моисея, а преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. II, 23). Знай, что Бог воздаст каждому по делам его, как тебе, еврею, так и язычнику: но еврею достанется больше как наград, так и наказаний. Потому, что кому дано много, с того больше и взыщут (Лк. XII, 48).
Гл. II, ст. 8. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
Ст. 9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Ст. 10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему благое, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Видите - и опять: во-первых, Иудею.
Кто больше и дольше оказывал верности и преданности единому истинному Богу, кто усерднее других последовал за явившимся Спасителем мира, тому больше и утешения, и награды. Но Господь справедлив ко всем; Он не лишает Своих милостей пришедших к Нему на подвиги в девятый и даже в одиннадцатый час, т. е. в конце земной своей жизни или уже позже многих тружеников. Поэтому от Него подается слава, честь и мир тоже после иудея и эллину, т. е. всякому язычнику, делающему доброе. Потому что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу (Деян. X, 35), т. е. достоин быть принят в Церковь христианскую, а чрез нее - в Царство Божие.
Ст. 11. Ибо нет лицеприятия у Бога.
Ст. 12. Поэтому те, т. е. язычники, которые, не имевши закона писанного, богооткровенного, согрешали, вне этого закона и погибнут, т. е. будут судиться не по богооткровенному, писанному для евреев закону, а будут судимы и осуждены по обличениям их собственной совести; и конечно, осуждение их будет гораздо легче, чем осуждение и наказание евреям, имевшим писанный закон, богослужение, постоянных руководителей и, кроме того, ряд чрезвычайных вестников и действий воли Божественной - т. е. пророков, чудеса и т. п. С неведующего меньше взыскивается или должно взыскиваться, чем с знающего, ученого и поставленного в лучшие, более благоприятные для жизни условия и, однако, делающего преступления. Так и св. апостол говорит: а те, которые под законом, т. е. законом Моисеевым, согрешили, по закону и осудятся. В законе Моисеевом еврею были подробно уяснены все его обязанности, распределен почти каждый шаг, каждая минута его жизни. Следовательно, на суде пред Богом еврей, имевший руководителем закон, безответен. Раб же тот, который знал волю господина своего, ...и не делал по воле его, бит будет много, наказан будет строго (Лк. XII, 47). Тяжко положение еврея, жившего под законом. Строже с него потребуется ответственность. За то и досточтимо было его звание до Христа.
В настоящее время это первое и высокое в мире звание принадлежит нам - христианам. Нам, православным, дан для руководства закон высокий, совершенный. Следовательно, нам легче и благоустроять свою душу к вечному блаженству. Но зато с нас, христиан, и притом православных, и взыщется больше за наше упорство в грехах, за нашу неблагодарность к Богу и Его дивным, благодатным проявлениям в нашей жизни. Спаситель наш для нас воплотился, учил, творил и творит постоянно не заслуженное нами добро; а Сам Он от многих людей видел и видит только зло и хулу. За нас распялся, умер, воскрес и вознесся; нам послал Святого Духа для освящения нашего и приготовления к блаженствам рая; приставил святых апостолов и пастырей Церкви; обновляет, освящает нас святыми таинствами; оставил нам Свой закон Божественный, готов прощать каждое наше прегрешение, лишь бы мы каялись и с каждым днем помаленьку исправлялись. Что же мы? А мы нередко и забываем, что мы, православные, должны быть первыми по жизни людьми, образцовыми, примерными для других; что свет наших добрых дел должен светить всем; что слово наше должно быть проникнуто благодатиею и истиною и всегда назидательно. Не хорошо так, братия, делать. Опасно для своей загробной жизни. Уж если мы не способны или еще не готовы вдохновляться чувствами благодарности к Спасителю и сознанием своего высокого положения, то хоть под влиянием страха за свою судьбу будем памятовать о Боге, Его законе и своей святой православной вере. Еврея, делающего злое, ждет участь худшая, чем язычника. А нас, христиан, и притом православных, имеющих все средства ко спасению, постигнет еще худшая участь. Высокое, почетное звание христианина не покроет, не защитит от ярости и гнева Божия, готового разразиться на упорствующих, предающихся неправде (Рим. II, 8). Христианин православный! Одумайся, верен ли ты Христу и Его учению?
Ст. 13. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Не тот свят и спасен, кто о Боге и святости говорит и вздыхает, или даже и добрые дела творит, но лицемерно. Среди христиан много ханжества, лицемерия, маловерия, неверия, бесчестности, обмана и других грубых пороков. Иногда язычники, магометане и евреи бывают честнее христиан и вернее своему слову, и даже во всей жизни своей богобоязненнее. И св. апостол, укоряя упорство еще не уверовавших во Христа иудеев и в иудействе-то остановившихся только на букве закона, дает разуметь, что язычник превосходнее иудея, когда творит законное, т. е. согласное и с законами еврейскими. Как же он это творит? По природе - по естественному разуму, под влиянием своей доброй совести.
Ст. 14. Ибо когда язычники, не имеющие закона письменного, богооткровенного, по природе законное, доброе делают, то не имея закона внешнего - на бумаге, они сами себе закон.
Ст. 15. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Значит, взамен закона язычнику было довольно природного ума и совести. Значит, не осуждай иноверца, магометанина или язычника: между ними есть добродетельные души. Значит, Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и убегать зла. Язычники сердцем чуяли, что добро и что зло, где справедливость и где неправда. И под влиянием этого чувства иные из язычников и жили лучше, чище и благоговейнее иных евреев.
В душе человека как образе Божием, есть отпечаток нравственных небесных требований. Эти требования и предъявляются духу человеческому почти всегда неумолимо и справедливо совестью. Она - беспристрастный судья. Она чувствует каждое движение сердца, каждому делу дает оценку. Совесть - это голос Божий в нас. Иногда бывают скрыты от суда людского деяния уголовные, бесчеловечные, убийственные, но не сокрыты они от внутренней обличительницы. И бывало, и бывает много примеров, что она до того мучит тяжких преступников и взывает к раскаянию, что преступники сами открывают свое преступление, зная, что их ждет кара суда человеческого. Совесть же, за зло немилосердно осуждая и наказывая беспокойством, за добро награждает таким миром и такими радостями неземными, каких не дает никакая награда в мире, никакое удовольствие света или почет и признательность от людей. К ней, к совести, как к царице, представляются все мысли человека, все его затеи, и она прежде их осуществления произносит о них суд: или одобряет, поощряет, или осуждает, не дает сочувствия, отнимает охоту приняться за дело. Предчувствие в душе человека - это прозорливость совести. Как хорошо иметь чувствительную совесть! Как нужно, особенно с младенчества, воспитывать сердце в добре, делать его восприимчивым ко всему доброму, чтобы оно откликалось на всякую, даже чужую скорбь и возмущалось при виде порока даже и в ближнем. Сердце наше по природе не любит зла. И если человек творит зло, то с самого начала он зло представляет непременно в благоприятном виде, в форме добра, подобно тому, как сам сатана является иногда в образе Ангела светла (2 Кор. XI, 14).
Ст. 16. когда... Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.
Еще более блаженны язычники, когда они чрез веру в Спасителя приблизятся к истинному Богу всем сердцем. Потому что Бог - Единственный в мире Законодатель - равно оправдывает чрез веру как евреев, т. е. обрезанных, так и не евреев, т. е. не обрезанных (Рим. III, 30).
Не будет ли, православные, тогда на Страшном суде стыдно, мучительно и позорно нам, правоверным по имени, когда мы по жизни окажемся хуже еврея или язычника?
Вот, ты называешься христианином, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься своим Православием, и знаешь волю Божию. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. II, 17-18, 23). Не будешь ли ты поставлен тогда ниже иноверцев и даже добрых язычников? Необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании, при всех спасительных средствах, тебе свыше данных. Ибо не тот правоверный (иудей ли в Ветхом Завете или православный в Новом), кто таков по наружности, ...но тот правоверный, кто внутренне, по убеждениям и по жизни таков, по духу, а не по букве: ему есть и будет похвала не от людей, но от Бога во веки веков пред всею вселенною (Рим. II, 27-29).