Главная страница
Сейчас в эфире 18:29

23:50

Снегопад в Италии

23:05

Мовою танцю. Павло Вірський

23:00

Молитва Небесним силам

22:20

Отец Антонин. Письма из Иерусалима

22:05

Фрески церкви Спаса на Берестові, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:40

Літопис

21:30

Територія добра

21:00

Церква і суспільство

20:50

Слово Пастиря

20:30

Православний вісник

20:25

Територія добра

20:15

Дивосвіт

20:00

Добре слово і Вечір у Шишкиному лісі

19:30

Молитовне правило. Вечірні молитви

19:20

Літопис

19:15

Територія добра

19:00

Поводир

18:40

З історій про віру. Собор Києво-Печерських святих

18:15

Варлаам Печерський - учень і предтеча

18:10

Лавра Небесна

18:05

Молитва за мир в Україні

18:00

Євангеліє на кожен день та думки святих отців

17:00

Архієрей

16:50

Літопис

16:25

14- плюс

16:00

Добре слово і День у Шишкиному лісі

15:20

Місце під сонцем. Арсен Мірзоян

15:15

Територія добра

15:05

Літопис

15:00

Молитва про примноження любові

14:40

Тайни Різдва відкриваючи

14:00

Музичний світ династії Карабиців

13:45

Поклоніння

13:00

Джерело мистецтв

12:50

Літопис

12:35

Душевна кухня з Олексієм Колесником

12:25

Різдво на Русі

12:20

Лавра Небесна

12:10

Територія добра

12:05

Пісня Богородиці

12:00

Євангеліє на кожен день та думки святих отців

11:40

Ікона Різдва Христового

11:35

Літургія св. Іоанна Златоуста

11:30

Територія добра

11:20

Слово Пастиря

11:00

Світ Православія

10:50

Літопис

10:40

Поводир

10:00

Хустська єпархія, сурдопереклад

09:40

Тайни Різдва відкриваючи

09:15

Камо грядеши

09:05

Територія добра

09:00

Молитва за мир в Україні

08:50

Дивосвіт

08:35

Добре слово і Ранок у Шишкиному лісі

08:05

Молитовне правило. Ранкові молитви

08:00

Євангеліє на кожен день та думки святих отців

07:15

Місце під сонцем. Світлана Кульчицька. Кіно, що лікує

07:05

Літопис

07:00

Молитва перед початком доброї справи

06:10

Кіноромани Віктора Олендера

06:05

Лавра Небесна

06:00

Молитва Оптинських старців

05:50

Літургія св. Іоанна Златоуста

05:05

Місце під сонцем. Полковник Валерій Кур - київський комісар Каттані

05:00

Молитва Отче наш

04:40

Віктор Івченко. Майстер і його муза, сурдопереклад

04:00

Місце під сонцем. Погода на планеті Земля. Метеоролог Владислав Тимофєєв, сурдопереклад

03:30

Подія. Митець. Глядач

03:00

Зінаїда Дехтярьова. Характер та доля

02:30

Монастирі України. Квітка проквітлих печер

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Микола Лєсков. Сила віри

01:00

Місце під сонцем. Регент Олена Маєва

00:30

Ілля Мечников. Герой і мученик науки

00:00

Будьте здорові!

Архив новостей
2020
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2019
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2018
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2017
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2016
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2014
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2013
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2012
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2011
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
2010
янвфевмарапр
майиюниюлавг
сеноктноядек
Последние новости

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

29.09.2012

  Евангелие 

(Мф. 15, 21-28)

Евангельское чтение содержит поучительный рассказ об исцелении Христом бесноватой дочери хананеянки. Женщина-язычница бежит за Иисусом и, называя Его Господом, Сыном Давидовым, просит помиловать ее, так как дочь ее жестоко беснуется. Очевидно, язычница приобщилась вере иудеев, ждет и она милости от Сына Давидова. Милости просит она для своей дочери, которая сама и не знает, быть может, о великом Чудотворце. Но Христос не внимает усиленной просьбе, не отвечает ни слова. Даже более того: когда ученики начали просить за хананеянку, Он как бы отказывает ей в милости, говоря: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Женщина не могла не заметить и не слышать этого отказа, так как в это время она уже догнала Христа, но тем не менее она не перестает просить; кланяясь Ему, она говорит: Господи! помоги мне. На эту просьбу Господь уже прямо и ей отказывает: Не хорошо,— говорит Он,— взять хлебу детей и бросить псам. Но женщина не обижается этим, но и здесь находит основание для своей усиленной просьбы. Так, Господи,— говорит она,— но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. То есть, сознавая свое недостоинство получить милость от Мессии, пришедшего в народе иудейском, она просит лишь крупиц от Его благостыни для себя. Тогда Иисус Христос исполняет ее усиленную, вдохновленную несокрушимой верой просьбу. О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. В этих словах находим мы и объяснение, почему Господь долго не исполнял просьбу хананеянки. Без сомнения, знал Он ее веру еще прежде ее первого слова. Но нужно было, чтобы эту веру она обнаружила перед учениками Христовыми, показала ее твердость в поучение всем нам.
Итак, вера непоколебимая должна быть в основе всякой нашей молитвы, вера неоскудевающая и при долгом неисполнении наших прошений. Вера должна быть в сочетании с добродетелью, а корень добродетели — смирение. Смиренная и непоколебимая вера и у нас, по примеру хананеянки, может выражаться в усиленной молитве, являемой хотя бы кратким словом: «Господи, помилуй; Господи, помоги мне», и поклонением. А молитва должна быть не за себя только, но и за других, ближних наших. В повествовании о хананеянке, молившей за дочь беснующуюся, для нас, заключено великое утешение. Можно молить Бога, просить помилования и для такого ближнего своего, который сам как будто бы вовсе далек от Бога и от мысли о Нем, и молитва эта может быть услышана.

Протоиерей Григорий Дьяченко
ПРОСТОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО

Апостол

(2 Кор. VI, 16-18; VII, 1)

16. Братия, вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев. XXVI, 12).
17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (Ис. LII,11).
18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иер. III 19; Ос. I, Ю).
1. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Отечески заботившийся о коринфянах святой апостол Павел всячески убеждал их быть как можно более благочестивыми. Каждая строка его второго послания проникнута благожеланиями коринфским христианам. И в предложенном ныне апостольском чтении мы слышали увещание апостола ко благочестивой жизни. Чем же побуждает он своих читателей к святости? Тем, что верующие во Христа суть храмы Бога Живого.
Гл. VI, ст. 16. Вы, говорит апостол, храмы Бога Живаго, Истинного и Жизнодавца, а не орудия или поклонники идолам, бездушным истуканам. Следовательно, всем христианам тоже не следует знаться с язычниками, с неверующими и подражать их жизни. Христиане очищены, освящены, возвышены, имеют доступ к Богу, Отцу светов, и сами удостаиваются общения и благодатного наития от Бога. Так, Господь Милостивый Сам обещал людей верующих сделать Своими. Он еще в Ветхом Завете сказал евреям: Я вселюсь в них, т. е. среди них, буду особенно покровительствовать им и буду ходить, странствовать с ними под образом ковчега, не оставлю их без Своего руководства и откровений. Буду им Богом, и они будут Моим народом особенным (Лев. XXVI, 12). Но все это почетное положение людей зависело именно от самих людей - от того, достойны ли они будут Божия благого посещения и помощи или нет. Так и евреи - избранный народ - не всегда пользовались миром и счастливой жизнью, собственно, из-за своего упорства в грехах, из-за неблагодарности, ропота и неверия. А Господь всегда готов был им быть Отцем Милостивым. Так и ныне Господь обещает жить в людях и действовать в них во благо общее не иначе, если наше сердце - источник такого или иного направления - будет свободно от порока и незлобиво; если наша жизнь будет проникнута страхом Божиим. Спаситель наш сказал: если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. XIV, 23). Поэтому-то, православные христиане, если хотим себе добра, то должны оставить все дурные общества и дурные привычки. Очистивши свою душу спасительным покаянием, позаботимся охранять ее от влияний и внушений дурных людей, нас окружающих.
Ст. 17. А потому выйдите из среды их и отделитесь от дурных людей, говорит Господь; злые люди тлят, портят добрые обычаи и благовоспитанных людей. Да, родителям нужно быть крайне осмотрительными и разборчивыми при выборе к своим детям или воспитателя, или товарищей - друзей-приятелей. Детская душа восприимчива, впечатлительна, нежна, мягка, как теплый воск. И что она будет по преимуществу воспринимать в детстве, в том и впоследствии она будет упорна. Дурной товарищ по школе или при первом, домашнем воспитании может испортить направление дитяти надолго, если не навсегда. Так, по этим печальным наблюдениям, родителям и воспитателям следует зорко-зорко следить за детьми, их занятиями, забавами, играми и за их сочувствием к тому или иному товарищу. Товарищи ленивые, лживые, злословящие не должны быть в дружеском общении с детьми нашими.
Да, такую же осмотрительность должны иметь и все взрослые при развитии и образовании своей собственной души. Многие из нас и взрослые-то не имеют в себе характера как постоянного доброго правила в жизни и от недостатка твердой воли всю жизнь свою увлекаются по большей части примерами и советами других, вольно живущих. Зараза зла сильна. Мы в обществе с порочными сначала только слушаем их речи, потом охладеваем в порывах к добродетели, к молитве; слабеет в нас память о Боге, внушения совести исподволь заглушаются; мы уже начинаем творить то же, что и товарищи; грешим смелее уже без злых приятелей; и наконец даже и других увлекаем ко греху и располагаем, быть может, молодую, неопытную еще в тяжких грехах душу. А потому-то мы и взрослые сами нуждаемся в предостережениях и отеческом сегодняшнем внушении св. апостола.
Выйдите из среды их и отделитесь от них, говорит Господь, и не прикасайтеся к нечистому (Ис. 111, 11). Потому, что кто прикоснется к смоле, тот очернится; и дурное или доброе общество кладет свою печать на внешний быт и на строй убеждений наших. Но человек бывает по своей испорченной природе восприимчивее к злым впечатлениям, а потому ему и следует отдаляться от них. Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым, между тем как эти редко, очень редко делаются добрыми. Болезнь гораздо скорее входит в жизнь человека, чем здоровье. Болезни бывают повальные, повсюдные, а здоровьем никогда не бывают наделены все.
Отделитесь же от порочных, не имейте с ними общения; презирайте порок, жалея грешников - ближних; и сами, хоть постепенно, очищайтесь и освобождайтесь от того нароста, от той коры скверн, которая покрыла и обезобразила вашу душу. Если вы будете удаляться зла и греховной тьмы и будете идти к свету, тогда Я, говорит Господь, прииму вас (Ис. 1Л1, 11).
Ст. 18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями (Иер. Ш, 19; Ос. I, 11).
Такое радостное усыновление человека особенно совершается чрез Сына Божия, Единородного, чрез веру в Него. Тем, сказано, которые приняли Иисуса Христа как Бога, Спасителя, Он и дал власть быть детьми Божиими (Ин. 1,12). Подумайте, сколько Господь милосерд к людям! Как Он хочет всех сделать Своими детьми, всем даровать Свое Царство, всех соединить с Собою! И что главнее всего, Он, подобно изображенному в притче о блудном сыне доброму отцу, уже на первые вздохи сокрушения отвечает прощением и утешением, при первых шагах к свету Сам является навстречу к ищущему света. Вы, добрые люди, только отделитесь от злых, и Я приду к вам и прииму вас, говорит Бог. Так нежно и стремительно мать подходит к своему младенцу, только что начинающему стоять и двигаться стоя. Дивно и безмерно милосердие Господне!
Гл. VII, ст. 1. Итак, возлюбленные, имея такие радостные, обильно благодатные обетования от Бога Вседержителя, очистим же себя от всякой скверны плоти и духа. Скверна плоти - это тяжкие плотские грехи, как-то: блуд, пьянство, пресыщение. А скверны духа - это тоже тяжкие, главные, заправляющие нашею душою грехи, например гордость, зависть, мщение, скупость, неблагодарность. И чем раньше человек начнет исправление своей жизни, тем скорее он получит усыновление, скорее восчувствует в своем сердце присутствие Божие. Как счастливы те люди, которые еще не начинали скверниться гнусными грехами! Таким людям после крещения их принадлежит всыновление от Бога, мир духа и блага неба. Не с завистью ли и не с сожалением ли о себе мы, грешные, иногда смотрим на детскую душу, замечая ее ангелоподобную чистоту, незлобие, послушание и т. п. Да, православные, нередко жалеешь, что жизнь в нас идет не по Божьему хотению; годы проходят, все лучшие годы, а душу свою мы все более и более отягчаем скверными делами.
Пора и очнуться. Очистим же себя от греха, начнем творить святыню, т. е. вести жизнь набожную, не ради людской славы, а для своей души, в страхе Божием. Ни лицемерие, ни уныние, ни отчаяние при наших плотских грехах не должны иметь места в нашем сердце. Страх же Божий есть не страх раба пред господином, а страх сына любящего пред любящим отцом; это - чувство любви и опасения, как бы чем-нибудь не оскорбить того, кого любишь. Будем же устроять свою жизнь по благочестию при таком страхе Божием.
Господи! Пригвозди страху Твоему плоти нашея мудрование. Прииди и вселися в ны.

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА