Главная страница
Сейчас в эфире 13:18

23:25

М╕сце п╕д сонцем. Владислав Голов╕н. Чолов╕кам - бути!

23:05

Будьте здоров╕!

23:00

Молитва Небесним силам

22:25

Розкажи нам, вулице! ╤нститутська, сурдопереклад

22:05

Православний в╕сник, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:25

Джерело мистецтв

21:20

Про пота╓мне (А. Франк)

21:15

Територ╕я добра

21:00

Л╕топис

20:25

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:50

Фестиваль л╕тург╕йно╖ музики Через стол╕ття та кра╖ни

19:20

Иордания. Путь к небу

19:10

Л╕топис

19:00

Територ╕я добра

18:45

Поводир

18:15

Л╕топис. В╕длуння епох

18:10

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

17:35

Окрилений Афон

17:00

Уроки богослов'я. Л╕тург╕ка

16:50

Л╕топис

16:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

16:25

Дивосв╕т

16:00

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

15:25

Камо грядеши

15:15

Територ╕я добра

15:05

Л╕топис

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:50

Духовн╕ п╕сн╕. О. Гречан╕нов Сугуба ╓ктен╕я

14:40

Територ╕я добра

14:30

Твори. Живи. Люби

14:00

14- плюс

13:20

М╕сце п╕д сонцем. Джерела для спраглих п╕сень

13:00

Легенди грецьких остров╕в

12:50

Л╕топис

12:40

Твори. Живи. Люби

12:20

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:30

14- плюс

11:00

Джерело мистецтв

10:50

Л╕топис

10:05

Розкажи нам, вулице! Заньковецько╖, сурдопереклад

10:00

Лавра Небесна, сурдопереклад

09:40

Твори. Живи. Люби

09:35

Територ╕я добра

09:05

Громадянська позиц╕я

09:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

08:35

14- плюс

08:30

Ансамбль Благов╕сть. Хвал╕те ╕м'я Господн╓

08:05

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

П╕сня Богородиц╕

07:35

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:30

Дивосв╕т

07:20

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника

07:05

Л╕топис

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:05

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:30

Монастир╕ Укра╖ни. Загадки Груш╕вського монастиря

05:05

Спадщина ╢лисея Плетенецького

05:00

Молитва Отче наш

04:40

╤з присмаком полину

04:00

М╕сце п╕д сонцем. Голос за кадром: Н╕на Касторф, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Пономар╕

02:25

Дол╕ барвист╕ дор╕жки. Валентина Ткач та ╖╖ династ╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Регент Олена Ма╓ва

00:35

Окрилен╕ лиманами

00:25

Голос, який завжди з тобою. В. Лук'янець. Ангел (С. Франк)

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

12.10.2012


 

4704002.jpg

Евангелие

(Лк. 6, 31-36)

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. ...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Христос поучает нас быть милосердыми, ибо и Сам Он был образцом милосердия. Он алчущих насыщал, больных исцелял, слепых просвещал, прокаженных очищал, душу Свою положил за спасение мира. И всемогущий Творец и Отец наш столь же благ, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144, 9). Господь по любви Своей ущедряет род человеческий, Он и нас не лишает Своих милостей, долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3, 9).
Если Бог столь милостив к нам, грешным, то мы ли будем немилосерды к ближним нашим? Какая тогда будет наша вера? Что за любовь? Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. 2, 14?16).
Видите, как необходима для христианина добродетель милосердия! Как же мы должны проявлять эту добродетель? Иногда достаточно бывает для скорбящего человека ласкового, теплого слова, чтобы смягчить его печаль, поэтому не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй (Сир. 7, 37). Кто нуждается в одежде или пище ? снабди его. Кто заключен в темнице ? посети его. Должно проявлять свое милосердие прощением обид, снисхождением к немощам человеческим.
Добродетель милосердия проливает в душу милосердного человека радость и утешение: Приидите, благословении Отца Моего,? сказал Господь милосердым,? наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Напротив, гнев, проклятие и вечное осуждение от Бога тем, которые поступают с другими жестоко: Суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13).
Что сделал упоминаемый в притче евангельской господин тому рабу, которого он помиловал и простил, но который своего должника подверг истязанию? Господин сказал: Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 32?35).
Милосердие наше должно простираться не только на ближних наших, родных и друзей: Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность'? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), но вы любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Сам Христос ? пример для нас: Он и на кресте молился за Своих мучителей! Итак, возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4, 11). Любовь эта да выразится, прежде всего, в прощении обид и в незлобии. Будем помнить, что и мы, наверное, причиняем много мелких обид нашим ближним и они терпеливо их переносят. Носите тяготы друг друга, не воздыхая и скорбя, а с братскою любовию!

Протоиерей Григорий Дьяченко
ПРОСТОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО

Апостол

 

(2 Кор. XI, 31-32; ХП, 1-9)

31. Братия, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
1. Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9. Но Господь сказал мне: ?довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи?. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Братия! Вы знаете и по своему опыту, как часто злые, недостойные люди, особенно рассчитывающие равняться с достоуважаемыми, стараются унижать достойных, чтобы возвысить себя. Похвалы, доброе слово о последних возбуждает в злых зависть, поругание и осуждение чужих заслуг.
Того же не избежала и душа апостола Павла. И против него многое говорилось, и особенно теми, которым хотелось самим считаться апостолами и народными учителями среди коринфских христиан. Апостол Павел знал этих врагов своих - лжеапостолов, лукавых делателей, которые принимали вид Апостолов Христовых (2 Кор. XI, 13). Они унижали Павла, говорили, что он не истинный апостол.
Что же оставалось делать св. апостолу? Терпеть клевету и позор? Молчать? Или отражать клевету? Молчать неудобно. Потому что любящие увлекаться коринфяне часто меняли свое расположение: сегодня считали одного учителя лучше всех, завтра другого, а послезавтра третьего. Они охотно терпели (2 Кор. XI, 19) даже этих самозванцев, лжеапостолов, терпели их даже тогда, когда лжеучители порабощали их, объедали, обирали их и хвастали своею силою и ученостью (2 Кор. XI, 20). Хвастунам, значит, в Коринфе можно было жить и дармоедствовать.
Но св. апостол нехотя решился сопоставить себя и свое служение с деятельностью лжеапостолов. Эти хвастали, что они - семя Авраамово, что они еврейского рода, что они христиане. И св. апостол Павел был из рода еврейского и ученик Христов. Мало того, апостола заставили сказать, что он не только служитель Христов, но и подвижник великий и дивный страдалец за имя Христово. Много страданий за Христа имел он отовсюду; но о них он до этого времени молчал, зная, что все эти труды и подвиги его есть дело не его природы, но знамения благодати Божией, в нем обитавшей. В себе же самом он считал своею собственностью только немощи.
Иные из читателей письма Павлова могли усомниться в словах апостола касательно немощей. Поэтому он призывает в свидетели своих слов Господа Бога.
Гл. XI, ст. 31. .Братия, говорит он, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, славный, достопоклоняемый от всех всегда, знает, что я не лгу. До чего довели апостола злые языки? Ему пришлось клясться Самим Богом при защищении себя. Так и теперь клеветники непочтительно смотрят на присягу и относятся к ней на суде, как к делу обыкновенному, и даже злоупотребляют ею. Но конец их будет по делам их (2 Кор. XI, 15). А правда, удостоверенная клятвенно, восторжествует и будет даже вознаграждена. Пример тому св. апостол Павел.
Ст. 32. Так, за перемену веры иудейской на Христову упорные евреи хотели убить Павла в Дамаске и упросили о том областного правителя царя Ареты. Этот правитель в одну ночь очень стерег город Дамаск, чтобы схватить Павла и отдать его злодеям иудеям. Но Бог сохранил Своего, только что уверовавшего, раба. Павел был христианами спущен в корзине из окна по стене и чрез то избежал рук вражиих. Из этого обстоятельства открывается также и то, что и другим людям, подобно апостолу Павлу и сообразно со словами Христа (Мф. X, 23), не нужно напрашиваться на смерть, а следует дорожить жизнью, не пренебрегать ею, щадить ее, а не лишать себя ее, как, к сожалению, частенько ныне слышно про самоубийства малодушных, унылых, отчаянных. Уже ли жизнь - этот высокий дар Божий - нипочем человеку, существу, созданному по образу Божию и по подобию? Нет, что бы там ни говорили, но, за весьма малыми случаями болезненности, остальные самоубийцы - люди безверия, отчаяния и безнравственности, жертвы оскорбленного и разочарованного самолюбия, с которым они жили, как со своим домашним божеством, и которое разбилось, как истукан какой, при столкновении с действительностью, не подчиняющейся нашим капризам и прихотям. Жаль их... Но не живи, как хочется, а живи, как Бог велит. Не бывает ли иногда виновато в самоубийствах и воспитание?.. Не нам решать. А и статистика этого не выясняет.
Ах, братия, берегите свою жизнь, свое здоровье как высокий дар неба; сторонитесь всего, ускоряющего ее разложение или расстройство. И пользуйтесь жизненными силами ко благу духа вашего, пока есть время и возможность. Наступит час разлуки души с телом, тогда уже поздно будет дорожить каждым вздохом. Пред смертью, говорят, не надышешься.
Благодарите Бога за то, что Господь посылает нам жизнь и здоровье, а его и у нас могло бы не быть, как не бывает его и у ближних наших. Св. апостол очень ценил милость Божию в сохранении его жизни и даже указал на нее в рассматриваемых нами свидетельствах благоволения Божия к нему. Мало того, особенное, чрезвычайное благоволение Божие к Павлу проявилось еще в видениях и откровениях Господних.
Гл. XII, ст. 1. Но апостол не хотел про это и говорить, считая не полезным для себя хвалиться этим. Но его к тому принуждали (2 Кор. XII, 11). Значит, и мы никогда не должны хвастать собою, своим благосостоянием, своими познаниями, удачами житейскими, семьею, счастьем, образованностью детей и т. п. Ведь все это произошло не от нас. Гораздо лучше и полезнее для нашей души со смирением в тишине/ духа принимать благодеяния Божий и с сознанием своего недостоинства прославлять Его, а не себя хвалить, не собою хвастать при своей благоприятной обстановке. А мы, по совести говоря, очень любим хвастнуть или для красного словца, или по другому, тоже своекорыстному, расчету. И чем же? Или тем, что имеем, но не нами лично приобретено, например хорошею роднею, хорошими способностями; или тем, чего вовсе не имеем, например большим богатством, предприятиями, победами над ближними. А порассуди, хвастун, беспристрастно свои хвастливые речи и поймешь, как глупо, как легкомысленно выставляться, подниматься на ходули, казаться великим, а на самом-то деле ты и слаб, и мал, и нищ, и глуп, и глух. Не стыдно ли тогда будет самого себя? Да и кого этим можно убедить? И надолго ли? Хвастуна и лжеца скоро познают. Зато после долго, если не навсегда, не доверяют ему ничего и ни в чем.
Не полезно хвалиться. Только в некоторых крайних случаях человек может говорить о своих добрых сторонах и даже защищать их. Это, во-первых, тогда, когда требует его общественное, дотоле очень известное, благотворное положение служебное; когда от клеветы может пострадать общеполезное доброе дело, которому положил начало и служит человек от чистого сердца. В этом случае смиренное указание на свою деятельность есть дело необходимое для пользы ближнего. Или, во-вторых, тогда, когда позорят честь, желая повредить и службе, и семейному быту человека.
Так поступил и св. апостол Павел, защищая свое апостольство. Но и в самом похвалении св. апостол выказывал удивительную скромность. Вот ему спустя четырнадцать лет после видения, бывшего ему, пришлось пред людьми говорить о том. Что же он делает? А он рассказывает о себе, как будто не он сподобился сверхъестественных видений и откровений.
Ст. 2 и 3. Я знаю человека (т. е. самого-то себя) во Христе, назад тому четырнадцать лет (в теле ли он был тогда, не знаю, вне ли тела, не знаю; один Бог про то знает). И этот человек восхищен был до третьего неба, т. е. до рая, еще живя здесь на земле.
Ст. 4. Да, он, т. е. сам апостол, был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Следовательно, для участия в блаженствах рая нужны для нас другие условия: отрешенность от теперешнего тела, свобода от забот житейских, особенное душевное настроение - именно, высоко благочестивое, а иначе сам себе скажешь: Друже, кто вошел еси семо не имый одеяния брачна (Мф. XXII, 12).
Господи! кто может пребывать в райском жилище Твоем? кто может обитать на святой высокой, надземной горе Твоей? - спрашивал в свое время древний пророк. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. XIV, 1-3). Значит, чистые сердцем узрят Бога (Мф. V, 8) и сподобятся небесных видений еще здесь, на земле, каких удостоился св. апостол. Таких видений удостаиваются и ныне избранники Божий. Так, св. Тихон, новоявленный угодник Божий, в 1770 году удостоился видеть Христа, грядущего к нему; в 1778 году он удостоился узреть Пречистую Богородицу на облаках и около нее свв. апостолов Петра и Павла. Не нам, грешным, описывать это восхитительное, восторженное состояние душ праведных, еще при жизни предвкушавших блаженства рая. Сам Боговидец Павел признал невозможным пересказать слышанное и виденное им. Но мы не можем при этом не благоговеть пред смирением великого подвижника - первоверховного апостола. Он, рассказавши о видении, прибавляет:
(ст. 5) а я собою и при этом не похвалюсь; могу похвалиться разве только немощами моими, только указать на мои недостатки.
Ст. 6. И я удерживаюсь от правдивого самовосхваления, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
Ст. 7. Да к тому же, продолжает апостол, чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы удручать меня, чтобы я не превозносился. Что это за жало в плоть? Под жалом, иглою или чем-то колючим в теле, во внешней жизни разумеются все те скорби, беды и неприятности от врагов его - ангелов сатаны, которые, удовлетворяя своей мести, злословили и удручали его. Но святой апостол считал эти бедствия и стеснения в своей жизни весьма полезными для себя - именно они держали его постоянно под влиянием смирения, покорности и терпения.
Конечно, мучения, терзания тела апостола или вообще тяжкие, болезненные страдания производили боль в страдальце.
Ст. 8. И св. апостол неоднократно молил Господа о том, чтобы Господь удалил от него все враждебное ему. Но Господь сказал...: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи." Сила, т. е. благодать Божия, именно посыпается нам на помощь, на поддержание наших душевных сил, на ободрение наше, чтобы мы не унывали, не упали духом под тяжестью скорбей, болезней и разных обид. Господь Всемогущий, видящий всех нас, знает, кому что нужно послать для очищения нашего духа: кому бедность, кому богатство, кому счастье, кому скорби, болезни, клевету, уничижение; кому семью добрую, а кому назначает крест и в семейном быту. Поэтому, труждающиеся и обремененные, придайте ко Господу и веруйте, что без Бога ничего не бывает; не падайте же духом, если кажется для вас крест, например болезни, тяжел. Перетерпите с верою и молитвою. Если можете, благодарите за претерпеваемые скорби и недуги, радуясь, что Господь посылает это по любви к вам особенной.
Св. апостол, получивши уверение от Господа, что скорби и неприятности - это вестники милости Божией, прибавляет:
(ст. 9) я теперь гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Ст. 10. Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях... за Христа.
Православные слушатели! И мы, по большей части, имеем в жизни разнообразные скорби. Не будем унывать, а будем с покорностью переносить их и если сознаем, что эти скорби мы же заслужили прежнею своею недоброю жизнию, то постараемся исправить свою жизнь. А если не находим в своей жизни особенных причин к тяжкому наказанию нас, то признаем в нашей судьбе волю Божию, ведущую нас к лучшему. Вообще, будем, подобно св. апостолу, благодушествовать в немощах, в обидах, в нуждах и в притеснениях за Христа.

 

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА