Неделя 26-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола
01.12.2012
Евангелие
(Лк. 12, 16-21)
У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись...
Безумный богач на многие лета составил план как бы пожить веселее и беспечнее, но изволением Божиим этот план в самый день его составления рушится: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Богач вообразил, что богатство есть плод трудов его, а не дар Божий, и что оно-то теперь и спасет его от всех жизненных недугов. Он забыл пример Иова, который в один день лишился всего своего состояния; забыл, что богатство его мог и огонь попалить, и воры украсть, и многое другое может его истребить. Поистине безумный богач! ? он поставил себя на один уровень с животными. Разве для того дана жизнь человеку, чтобы лишь пить, есть и веселиться? Человек создан на дела благие, для усовершенствования своей духовной природы. И посмотрите, как суетится богач, не зная, что сделать с богатством! И для кого хлопочет? По смерти его богатство может попасть в худые руки; расточительные и неблагодарные наследники растратят его без всякого сожаления на безумные кутежи и на всякие сумасбродные затеи.
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Смысл слов ? в Бога богатеть ? изъясняет нам Сам Христос: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12, 33).
Помните ли вы о тех людях великой веры и великого одушевления, которые звались Христа ради юродивыми? С неутешимою скорбью в сердце, посмеваясь над всеми теми благами и преимуществами, которых так жадно ждут люди, еле одетые в жалкое рубище, голодные и холодные, они проходят через жизнь, не имея постоянного пристанища, ютясь где-нибудь на паперти церковной и иногда в лютые морозы, как то было с одним из великих русских блаженных, искали согреться далее в конуре собаки.
Вот какой взгляд христианина на богатство, являющееся идолом для мира. И вы спросите: так что же, всем раздавать свои имения и бежать в пустыню? О, нет! Это удел немногих, избраннейших душ. Это верх того совершенства, к которому звал Христос богатого юношу (Мф. 19, 21). Но всякий христианин должен держать себя в христианском настроении относительно земного своего достатка и употреблять его на служение Богу.
Евангельские беседы на каждый день
Апостол
(Еф. V, 8-19)
8. Братия, поступайте, как чада света,
9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: ?встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос?.
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Гл. V, 8. Братия, поступайте, как чада света. А свет, спасительно просвещающий всех, один; это - Господь наш Иисус Христос. От Него мы заимствуем или должны заимствовать те лучи Божественного света, которые просвещают нас, а чрез нас и других. Света не скроешь. Где появляется свет, оттуда тьма бежит. Есть ли в нас отблески света Христова? Присмотримся к нашей душе и к нашей жизни и тогда узнаем, чада ли мы света.
1. По словам св. апостола, чада света должны заявлять о своем христианском настроении прежде всего в делах любви, во всякой благости (Еф. V, 9). Потому что дело, пример, жизнь лучше всего удостоверяют в том или ином настроении человека. Проявляйте, как бы так говорит апостол, свое звание во всякой благости, т. е. будьте добрыми постоянно и сколько возможно ко всем, не только к ближним, сочувствующим нам, но и к чужим, даже к врагам.
Ст. 15, 16. Смотрите, поступайте осторожно, ...дорожа временем, потому что дни лукавы. Это вот что значит: дни лукавы потому, что время не ждет нас, когда мы начнем добродетельную жизнь; оно течет безвозвратно, и за каждую минуту придется дать отчет; во-вторых, и потому дни лукавы, что люди, живущие и в наши дни, нам близкие, или народы соседственные лукавы в отношении к нам; нельзя на них полагаться; поэтому мы и должны дорожить каждым часом, каждую минуту быть на страже и каждым случаем пользоваться во благо нам и нашему отечеству, чтобы сосед наш не застал нас врасплох. Для этого мы должны быть постоянно в честном, напряженном труде, постоянно внимательны к себе и к своему положению в общечеловеческой семье; должны трезвиться и бодрствовать - следить за проявлениями Промысла Божия в судьбах людей нам близких, соседних народов и дальних царств.
Ст. 17. Познайте же, что есть, где и как проявляется, воля Божия.
Но, к прискорбию, самонаблюдению и наблюдению над окружающими людей событиями вредит весьма, весьма много невоздержание, притупляющее ум и вообще усыпляющее душу. Вот почему св. апостол, говоря о наблюдении над временем и жизнью, тотчас указывает и на следующее средство: не упивайтесь вином. Не упивайтеся вином! Как же? ?Руси есть веселие пити?, - сказал в свое время за нас еще язычествовавший князь Владимир. И в русском народе памятно это завещание. Пьет он и с радости, и с горя; пьет и без радости, и без горя, а так себе, без цели и смысла; и пропивает православный в один день свои трудовые, заработанные в течение недели гроши, оставляя свою семью, свою трудящуюся жену и малых детей без куска хлеба, без надежды на помощь. Пьянствует, безобразничает, навлекает на себя добровольно, хотя и бессознательно, болезни, подвергается нередко карам суда, и из-за чего, и зачем? Оттого, что нет сознания о своем христианском звании, о бережливости и об обязанностях семейных; нет должного в нем просвещения. Чрез пьянство унижается человеческое достоинство, тратятся непроизводительно для России большие капиталы, расстраивается хозяйство, семейное счастье и мир супружеский, подается дурной пример молодому поколению; пропадает даром при ?веселых пирах? драгоценное время - этот великий дар Божий, усыпляются душевные силы, теряется любовь к труду честному и постоянному. Человек, иногда целый народ, под влиянием такой жизни - в дремоте. В вине не мужайтесь - вино многих погубило.
Востани же, православный, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. V, 14), говорящий через Церковь, которая возбуждает в нас народное самосознание и вызывает нас к жизни полной, к труду самостоятельному.
Ст. 18. Не упивайтесь вином и не услаждайтесь спиртным запахом; но исполняйтеся духом религии Христовой, благонамеренным настроением добрых людей; дорожите их умными беседами, держитесь их. И помимо питейных услаждений есть в мире немало средств для довольства жизнью, для благородного развлечения, например пение и музыка.
Ст. 19. Будем же назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших, а не в устах только, хвалу и благодарение Господу, Творцу и Спасителю нашему.
Протоиерей Василий Михайловский
ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА