Главная страница
Сейчас в эфире 12:51

23:25

М╕сце п╕д сонцем. Владислав Голов╕н. Чолов╕кам - бути!

23:05

Будьте здоров╕!

23:00

Молитва Небесним силам

22:25

Розкажи нам, вулице! ╤нститутська, сурдопереклад

22:05

Православний в╕сник, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:25

Джерело мистецтв

21:20

Про пота╓мне (А. Франк)

21:15

Територ╕я добра

21:00

Л╕топис

20:25

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:50

Фестиваль л╕тург╕йно╖ музики Через стол╕ття та кра╖ни

19:20

Иордания. Путь к небу

19:10

Л╕топис

19:00

Територ╕я добра

18:45

Поводир

18:15

Л╕топис. В╕длуння епох

18:10

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

17:35

Окрилений Афон

17:00

Уроки богослов'я. Л╕тург╕ка

16:50

Л╕топис

16:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

16:25

Дивосв╕т

16:00

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

15:25

Камо грядеши

15:15

Територ╕я добра

15:05

Л╕топис

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:50

Духовн╕ п╕сн╕. О. Гречан╕нов Сугуба ╓ктен╕я

14:40

Територ╕я добра

14:30

Твори. Живи. Люби

14:00

14- плюс

13:20

М╕сце п╕д сонцем. Джерела для спраглих п╕сень

13:00

Легенди грецьких остров╕в

12:50

Л╕топис

12:40

Твори. Живи. Люби

12:20

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:30

14- плюс

11:00

Джерело мистецтв

10:50

Л╕топис

10:05

Розкажи нам, вулице! Заньковецько╖, сурдопереклад

10:00

Лавра Небесна, сурдопереклад

09:40

Твори. Живи. Люби

09:35

Територ╕я добра

09:05

Громадянська позиц╕я

09:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

08:35

14- плюс

08:30

Ансамбль Благов╕сть. Хвал╕те ╕м'я Господн╓

08:05

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

П╕сня Богородиц╕

07:35

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:30

Дивосв╕т

07:20

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника

07:05

Л╕топис

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:05

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:30

Монастир╕ Укра╖ни. Загадки Груш╕вського монастиря

05:05

Спадщина ╢лисея Плетенецького

05:00

Молитва Отче наш

04:40

╤з присмаком полину

04:00

М╕сце п╕д сонцем. Голос за кадром: Н╕на Касторф, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Пономар╕

02:25

Дол╕ барвист╕ дор╕жки. Валентина Ткач та ╖╖ династ╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Регент Олена Ма╓ва

00:35

Окрилен╕ лиманами

00:25

Голос, який завжди з тобою. В. Лук'янець. Ангел (С. Франк)

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

15.12.2012

 Евангелие
(Лк. 14, 16-24)

Один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться.
Человек, сотворивший вечерю, есть Господь. Вечеря, или ужин, который приготовил Господь, есть благодатное Царство Божие или на земле ? Церковь Христова с ее учением, Таинствами, священноначалием и священными обрядами, которые в своей совокупности должны приготовлять верующих к великой вечери в Царстве славы, то есть в Царствии Небесном. Слуга, которого Господь посылает, суть пророки, апостолы, учители, пастыри, проповедники и верные служители. (Здесь нужно заметить, что не в множественном числе говорится, но в единственном: послал раба,? ибо одно учение, один путь ко спасению.) Под временем ужина разумеется время благодати, в которое Бог зовет всех людей к покаянию через проповедь Евангелия.
Званые уклоняются от приглашения под разными предлогами. Один сказал слуге: Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Предлогом таким к отказу является для первого привязанность к земным благам. Человек весь век свой собирает богатство, и ему некогда подумать о душе своей; он отказывается и от трапезы Христовой; вместо того, чтобы пойти, например, в праздничный день в храм помолиться, он идет на торг приобретать или продавать земные сокровища.
Другому препятствуют идти на вечерю Христову волы: Я купил пять пар волов и иду испытать их. Что это за пять пар волов? Это, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, наши пять чувств. Эти чувства ? наши рабочие волы, коими так усердно мы работаем земному: зрение и слух утешаем театрами да цирками, да вечерними собраниями, исполненными житейской суеты и празднословия; вкус и обоняние лелеем вкусными и благовонными яствами и напитками; осязание ласкаем мягкими одрами, седалищами и мягкими одеждами. Каждый день мы усердно работаем на этих волах, стремясь с жадностью испытать все плотские наслаждения.
Третьему препятствует идти на вечерю Христову жена: Я женился и потому не могу придти. Отчего же жена препятствует спасению души? Оттого, что оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1 Кор. 7, 33), а не о Господнем. Можно и жене угождать, не нарушая заповедей Божиих. Как глава жены, муж должен стоять выше прихотей жены и сам должен направлять ее желания к горнему миру.
Итак, много было званых, но мало оказалось избранных. В Царство Христово призываются многие, все, кто слышит проповедь евангельскую, но истинными членами этого Царства делаются не все званные. Так, иудеи были все званы в Царство Христово и званы особенным образом: к ним и пророки приходили, и Сам Бог глаголал многочастне и многообразие, к ним послан был и Сын Божий. Но много ли иудеев вступило в Церковь Христову? не пришлось ли апостолам и их преемникам идти по улицам и переулкам города и приводить нищих, увечных, хромых и слепых, то есть обратиться с проповедью к ненавистным для иудеев мытарям и язычникам?
Господь каждого из нас зовет на пир вечного блаженства в Царствии Его, но не отказываемся ли мы часто следовать этому зову, влекомые легко, как неразумные дети, временными житейскими удовольствиями и ничтожными заботами о вещах совершенно малоценных для нашего спасения? Да, к прискорбию, мы так нередко поступаем, оцеждая комара и поглощая верблюда; приобретая вещественное, тленное, теряем из виду вечное и бессмертное: теряем и губим свою душу.

 

Евангельские беседы на каждый день

 

Апостол
(Кол. 1,12-18)

12. Братия, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16. ибо Им' создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

Город Колоссы находился в малоазиатской области - в великой Фригии (ныне в азиатской Турции). Церковь христианская там основана была не самим апостолом Павлом, а его учениками, особенно Епафрасом. В состав этой Церкви вошли по большей части христиане из язычников. Но были в ней, конечно, и обратившиеся ко Христу евреи.
Гл. I, ст. 12. Братия, благодаря Бога и Отца за то, что Он призвал нас к участию в наследии святых людей в Его обителях во свете, т. е. в светлом Царстве Небесном.
Ст. 13. Будем благодарить Его и за то, что Он избавил нас от власти тьмы, т. е. от темной, нечистой силы - от сатаны, и ввел в Царство возлюбленного сына Своего, т. е. в Его Церковь.
Ст. 14. В ней-то, в Его Церкви, мы только и получаем спасение, в ней мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов. Христос так возлюбил Церковь, т. е. общество людей с верою, что Себя предал за нее, чтобы освятить ее, чтобы она была свята и непорочна (Еф. V, 25). Таким образом, спасение наше совершено ни кем-либо из сотворенных существ, например Ангелов, но Самим Сыном Божиим,
Ст. 15. Который есть Образ Бога Невидимого, Который рожден предвечно, прежде всякой твари. Он, будучи безначален, Сам вечен, дал жизнь всему.
Ст. 16. Им создано все, что на небесах, т. е. мир духовный и светила, и все, что на земле и в земле, все видимое и невидимое; весь духовный мир, состоящий из девяти членов или разрядов, как-то: ближайшие к нам - Ангелы и Архангелы, и ближайшие к Господу - Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы, Херувимы и Серафимы; все Им и для Него создано. Все духовные, бестелесные существа созданы для прославления Святой Троицы и для Христовой Церкви, и для своего блаженства. Они, окружая Господа, троичного в Лицах, постоянно воспевают хвалебную песнь - Аллилуйя, или Свят, Свят, Свят; и в этом песнопении находят для себя блаженную жизнь. Кроме того, мир духовный исполняет волю Божию. Так, Ангелы посылались к благочестивым людям для объявления им пророчеств. Наконец, Самому Христу во время Его земной жизни Ангелы служили постоянно, например при крещении, во время страданий (Мф. IV, 11; Лк. XXII, 43; Пс. ХС, 11-12). Точно так же св. Ангелы заботятся о нашем спасении (Евр. I, 7, 14) и радуются, когда видят обращение хоть одного кающегося грешника (Лк. XV, 7, 10). Следовательно, люди, воздавая почитание нашим благодетелям, Ангелам-хранителям и св. угодникам, в то же время должны возносить главное благодарение ко Христу, потому что по Его воле Ангелы и Божий угодники заботятся о нашем спасении.
Ст. 17. Он есть прежде всего, т. е. не было времени, когда бы Его не было, или лучше - Он был вечно, прежде времени, которое появилось вместе с творением. Все Им, нашим Создателем и Спасителем, стоит. Отвратит Он лице Свое - и все возмятется.
Ст. 18. И Он же, а не Ангел какой, тем более не человек вроде папы римского, есть Глава Тела, т. е. всей Церкви истинной. Он есть намоток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ему же и подобает всякая слава, честь и поклонение.
Но, слушатели, чем же мы возблагодарим Бога Отца и Сына и Святого Духа, соделавших и содевающих наше спасение?
Во-первых, верою во Единого Бога, Троичного в Лицах, всецелым Ему поклонением и единственною надеждою только на Него. Потому что Им все создано, от Него все зависит, все ниже Его. Следовательно, предпочтение Ему других существ или уравнение их с Богом - грех тяжкий, оскорбление Богу великое. А нельзя скрывать того, что даже в нашем православном обществе, в среде простого народа, угодников Божиих почитают наравне с Богом, например, св. Николаю Чудотворцу воздают не меньше чести и поклонения, чем Самому Иисусу Христу. Угоднику иногда больше празднуют, чем Спасителю нашему, чрез Которого угодники-то и получают благодать и милость для помощи нам. Или иные христиане в известной болезни обращаются к такому-то святому, в другой - к другому святому; и притом с такою исключительностию, что как будто бы другой угодник Божий уже и не поможет в этой болезни, и при таком благоговении к святому, которое заслоняет и отстраняет высшее поклонение Единому Богу Истинному, Источнику всякого блага. Несомненно, что и святым Бог по мере их святости дарует дарования различные. Но так как каждый святой близок к Богу, то Господь слышит молитву и ходатайство каждого святого о наших нуждах.
Не унижайте, с другой стороны, одного святого пред другим. Святая Церковь наша каждый день в году отдала под покровительство одного или нескольких святых и чрез то внушает нам каждое утро по святцам обращаться с молитвою к празднуемым в каждый день святым, воспоминая в то же время и других, более известных нам угодников. Еще прискорбнее видеть, что иные воздают божеские почести собственно одной какой-либо иконе как веществу известного размера, ей только и кланяются, пред нею только и молебны служат.
Итак, православные, в молитвах наших ко святым угодникам Божиим будем в чувствах благодарности воздавать достойное Божеское почтение Единому Истинному Богу и проявлять при этом твердую веру и надежду только на Него одного. Один Бог и Отец всех, Который над всеми и над всем (Еф. IV, 6). Иначе мы можем подлежать церковной анафеме. Вот какое грозное слово возвещено миру из уст досточтимых пастырей Церкви: ?Предаем анафеме тех, которые или святому, или Ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святым, или чему другому воздают такую честь, которая прилична Единому в Троице Богу?.
В чем же должна проявляться благодарность к Богу? Во-первых, в твердой вере в Него единого, в исповедании ее, в прославлении Божия имени и милостей, в надежде только на Него, в терпеливом перенесении своей участи и в неизменной любви к Нему, которая должна проявляться в радостной встрече всяких скорбей, в заботе о том, чтобы не отпасть от Бога, не оскорбить Его грехами, а главное - в исполнении Его святой воли и заповедей о правильной любви к ближнему. Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. XIX, 17). Кто из нас говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме (1 Ин. II, 9) и еще не воспользовался милостивым гласом Господа Бога, призывающего нас в общение святых во свете (Кол. I, 12).

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА