Главная страница
Сейчас в эфире 05:38

23:35

Ми - Укра╖на. Азербайджанц╕ Укра╖ни

23:05

Под╕я. Митець. Глядач

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

Окрилений Афон, сурдопереклад

22:05

М╕сце п╕д сонцем. Олекс╕й Нашивочн╕ков. Говорить арх╕тектура, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

О. Архангельський В╕рую

21:40

Територ╕я добра

21:35

Камерний хор Пектораль

21:00

Л╕топис. В╕длуння епох

20:35

Як сонце застигло у рам╕

20:25

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Ми - Укра╖на. Поляки Укра╖ни

19:00

Твори. Живи. Люби

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

17:00

Л╕топис. В╕длуння епох

16:30

14- плюс

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Джерело мистецтв

15:15

Румунська Лавра

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

14:00

М╕сце п╕д сонцем. Юр╕й Серняк. Л╕кар на тво╓му боц╕

13:25

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

13:00

14- плюс

12:50

Лавра Небесна

12:20

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:45

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

11:20

14-плюс

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

10:05

Будьте здоров╕! (сурдопереклад)

09:55

Територ╕я добра

09:05

Повертаючи любов

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

08:35

Дивосв╕т

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Духовн╕ п╕сн╕. Ю. Фалик Храм Тв╕й

07:05

Феномен плаката

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Музейн╕ хранител╕. Антична колекц╕я Ханенк╕в

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:35

Суво╖ Мертвого моря

05:05

Сасик у полон╕

05:00

Молитва Отче наш

04:00

Розкажи нам, вулице! Велика Житомирська, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

01:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гор Ятлук. В╕трила дитинства

00:35

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

00:00

Будьте здоров╕!

Архив новостей
2020
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2019
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2018
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2017
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2016
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2014
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2013
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2012
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2011
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
2010
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек
Последние новости

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре

16.04.2013

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре  14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии ? во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое ? о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью ? одержимостью злым духом, ? пришел к Спасителю с просьбой об исцелении.

Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам ? к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: ?Ученики Твои не смогли сделать этого ? прошу Тебя, исцели сына моего?. И Господь выдвигает только одно условие ? поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: ?Верю, Господи, помоги моему неверию?, ? значит, это неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

Оставшись наедине с апостолами и отвечая на вопрос, почему же они не смогли исцелить бесноватого, Господь не укоряет их в том, что и они не имели достаточно веры. А ведь апостолы получили власть изгонять бесов! Наверное, столкнувшись лицом к лицу с бесноватым юношей, они испугались злой силы, которая так тотально господствовала над личностью, над природой несчастного, и где-то в глубине души подумали: ?Ну как мы можем это исцелить?? Может быть, и сказали что-то, а ничего не получилось. Поэтому Господь и говорит, обращаясь к ученикам: ?Род же сей, ? то есть диавольский род, ? изгоняется только молитвой и постом?. Наверное, из-за этих слов мы и читаем это Евангелие в четвертое воскресенье поста.

Что же такое беснование? В той крайней форме, которая представлена в Евангельском повествовании, ? это, конечно, полное, безграничное господство темной силы над духовной и физической природой человека. И мысли, и чувства, и движения ? все в руках этой силы, которая, по природе своей не имея способности принести пользу, приносит не просто вред, но ввергает жизнь в полный кошмар. Собственно говоря, это уже не человеческая жизнь. В ней нет ничего человеческого, а только боль, страдание, скорбь, гнев, потому что над человеком господствует злой дух. Конечно, это крайняя форма беснования, но сила зла действительно способна оказывать реальное влияние на людей.

Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха ? грех господствует над нами.

К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, ? а каждый проходил и проходит через то, о чем сейчас идет речь, ? сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин.

Но временное беснование может расширять свое пространство в душе человека. Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех ? от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, ? тогда уже мало что может его спасти.

Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть ? нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым.

Но все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона ? на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, ? становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом.

Если человек теряет способность отличать добро от зла, если голос его совести спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он становится не просто отчасти бесноватым ? он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным проявлениям, таким, как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. А иногда это воздействие темной силы и порабощение ею человека не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим ? и одновременно бесноватым.

Сегодня мы празднуем память святого преподобного Иоанна Лествичника, который, написав ?Лествицу?, дал всем нам некие уроки ? в том числе преодоления нашей частичной бесноватости. Он учит нас тому, как нужно преодолевать наши пороки, которые являются проявлением греховного, то есть диавольского начала в человеке. Это великая мудрость вошла в традицию нашей Церкви, и многие люди ? как иноки, так и миряне ? спасаются, вчитываясь в замечательные слова Синайского игумена.

Но ведь это не только слова. И сам Иоанн Лествичник, и братия его, и неисчислимое количество иноков и инокинь и народа Божиего эти слова осуществляли в своей жизни. Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня преставления преподобного Варсонофия Оптинского, великого старца, отделенного от нас тремя поколениями наших предшественников. Он так близок к нам, память его так жива в нашем благочестивом народе, особенно в Оптиной пустыни. Изгнав всякое беснование из плоти и души своей, этот преподобный угодник реально воплотил в своей жизни то, чему учил преподобный Иоанн Лествичник. А когда человек освобождается от тяготения злой силы, он чувствует радость Божиего присутствия, потому что, чем меньше зла, тем больше добра в сердце, а вместе с добром ? радости, мира душевного, того, что мы называем простым словом ?счастье?.

Пусть сегодняшний воскресный день, чтение Евангельское, воспоминание об аскетических трудах святого преподобного Иоанна Лествичника и о подвигах преподобного Варсонофия Оптинского всех нас укрепят в невидимой брани, которая совершается в человеческом сердце. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси