Главная страница
Сейчас в эфире 03:17

23:05

Клятва преподобного ╤ова

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

Територ╕я добра

22:05

Розкажи нам, вулице! Заньковецько╖, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

21:40

Територ╕я добра

21:35

Духовн╕ п╕сн╕. Фрески Соф╕╖ Ки╖всько╖

21:00

Розкажи нам, вулице! Володимирська. Соф╕я Ки╖вська

20:40

Ази Православ╕я

20:35

Автограф. Молитви мить (Л. Петрова)

20:30

Лавра Небесна

20:20

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

19:00

М╕сце п╕д сонцем. Св╕тлана Кульчицька. К╕но, що л╕ку╓

18:50

Територ╕я добра

18:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:45

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

17:25

Вивчення Псалм╕в Давида

17:00

14- плюс

16:30

Музейн╕ колекц╕╖. Дар Василя Щавинського

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Земля запов╕дна. Житомирщина

15:15

Ази Православ╕я

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

14:00

Леон╕д Соколов. В╕чн╕ ц╕нност╕ людського життя

13:25

Монастир╕ Укра╖ни. Кв╕тка прокв╕тлих печер

13:00

14- плюс

12:25

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:20

М╕сце п╕д сонцем. Юл╕я Матв╓╓ва. Моза╖ки Равенни

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:40

Як сонце застигло у рам╕, сурдопереклад

10:00

Хустська ╓парх╕я, сурдопереклад

09:50

Територ╕я добра

09:30

14- плюс

09:05

Будьте здоров╕!

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:35

╤з присмаком полину

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:35

Дивосв╕т

07:05

Поез╕я водно╖ стих╕╖

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника

05:05

М╕сце п╕д сонцем. ╢вген Хмара. Майстер сонячних нот

05:00

Молитва Отче наш

04:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих, сурдопереклад

04:00

Стопами апостол╕в. Апостолам р╕вний, сурдопереклад

03:25

Камо грядеши

03:00

Под╕я. Митець. Глядач

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Поводир

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Юр╕й Серняк. Л╕кар на тво╓му боц╕

00:45

Румунська обитель полтавського старця

00:25

Ми - Укра╖на. Греки Укра╖ни. Ф╕льм другий

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

22 февраля 1651 года началась церковная реформа патриарха Никона

22.02.2011

Стоит ли чистота обряда трехсот лет раскола? И достаточно ли признать обряд, чтобы возобновить единство?

Если бы христианин третьего века попал в наше время, он бы почти не узнал Церковь ? так много изменилось в ней за века. Чаще изменения происходили постепенно, с течением жизни, развитием богословия и сменой исторических обстоятельств. Впрочем, были в истории Церкви и периоды административных реформ. 22 февраля 1651 года началась церковная реформа патриарха Никона. Святейший пытался привести русскую богослужебную практику в соответствии с греческой. Административное давление привело к серьезному сопротивлению и повлекло старообрядческий раскол. Можно ли было предотвратить это?

В середине XVII века московский царь Алексей Михайлович получил чрезвычайную новость: монахи афонского монастыря уничтожили в огне богослужебные книги, напечатанные в Москве.
Иерусалимский патриарх Паисий не одобрил действия афонитов, но признал, что в книжках московской печати много ошибок, которые якобы искажают догматы православного вероучения.
Так разоблачились расхождения между византийской и русской церковными традициями. И с годами их становилось все больше ? из-за ошибок в рукописных богослужебных книгах.
Перед Православной Церковью на Руси возникла необходимость реформы. Но характер ее проведения во многом зависел от нового патриарха.
В 1652-м году московский первосвятительский престол занял патриарх Никон. Историк Николай Костомаров так характеризовал его: ?Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол?.
Он был благочестивым в старорусском понимании этого слова. Как и большинство тогдашних русичей, считал, что именно выполнение обряда ведет к спасению, а потому обряд должен быть как можно точнее.
Начав реформу, патриарх Никон согласовал славянский символ веры с греческим вариантом, изменил количество поклонов во время Великого поста, количество просфор на проскомидии и направление крестного хода вокруг храма, заменил двуперстие троеперстием во время крестного знамения, приказал говорить аллилуйя трижды, а не дважды.
Сегодня эти нововведения кажутся непринципиальными, но тогда против них выступила часть духовенства и прихожан. Противостояние в церковной среде повлекло старообрядческий раскол ? самый большой раскол за всю историю Православной Церкви на Руси.
 

Чем стала для Церкви реформа патриарха Никона, спорят до сих пор. Очевидно лишь то, что Церковь не является набором устаревших норм и догматов. В произведениях христианского мыслителя Ерма есть интересный образ женщины, которая была старой и мудрой, и одновременно цветущей и юной. Именно такой предстала перед Ермом в виденье Православная Церковь. Она ? живой организм, способный меняться. Впрочем в разгар мирового кризиса и неустройств, пусть хотя бы Церковь остается образцом стабильности.

Как живут сегодня старообрядцы можете больше узнать, посмотрев архив проекта "Летопись. Связь времен".