Вера и верность православных новомучеников
10.10.2011
10 октября Православная Церковь прославляет нескольких священнослужителей-новомучеников, расстрелянных большевиками в годы разгула воинствующего атеизма. Митрополит Петр Крутицкий, епископ Герман Вольский (в миру Николай Косолапов), Михаил пресвитер, Димитрий пресвитер, Феодор пресвитер выполнили свои священнические обязанности с честью, не отказались от cвоего креста, даже когда чувствовали, что вот-вот щелкнет затвор чекистского маузера и земная жизнь будет прервана. Церковь их канонизировала как новомучеников только после падения советской власти.
Епископ Герман Вольский был рукоположен в священники в 1905 году. И на протяжении 13 лет честно трудился на разных должностях. В феврале 1918 года принял сан епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Короткий период его преосвященнического труда превратился в путь на голгофу. 24 августа 1918 года за проведение панихиды по расстрелянной несколькими месяцами ранее царской семье был арестован священник Свято-Серафимовской церкви Саратова Михаил Платонов. Епископ Герман благословил прекращение богослужений в храме и поддержал обращение к верующим бороться за своего пастыря.
А 16 сентября его бросили в тюрьму. Обвинение ? инсценировка запрета богослужений советской властью. На показательном процессе его, а также протоиерея Алексия Хитрова приговорили к 15 годам лишения свободы, а Михаила Платонова ? к расстрелу. Православные люди не оставили своих пастырей и собрали около 10 тысяч подписей под просьбой освободить владыку Германа и других арестованных священников. Народное выступление было малодейственным. Епископа Германа выпустили, но через месяц снова арестовали. И снова осудили на 15 лет, хотя двум другим священникам приговор смягчили. Михаилу Платонову расстрел заменили на 20 лет заключения, протоиерею Алексию Хитрову дали условный срок. 8 октября 1919 у Саратова уже гремели пушки ? к городу приближались белогвардейские части. Чекисты выносили смертные приговоры всем, кого держали в тюрьмах. В том числе и арестованным священникам.
Узнав об этом, пастыри провели отпевание себя и других узников. А 10 октября утром решение было приведено в исполнение. На окраине саратовского кладбища вместе с духовными лицами расстреляли около 30 мирян. Лишь 26 декабря 2006 года епископ Герман был причислен к Собору новомучеников и исповедников российских.
Крестный путь митрополита Петра Крутицкого был значительно сложнее. Ведь ему выпала участь возглавить Церковь во времена, когда большевики уже не расстреливали пастырей и верующих, а пытались поставить веру на службу своим интересам. Священнослужителям приходилось выбирать: или договариваться с властью, или готовиться к заключениям и пыткам.
Митрополит Петр Крутицкий происходил из семьи священника. Он окончил семинарию и занимал разные должности в духовной сфере.
В 1918 году патриарх Тихон предложил ему сан священника и епископство. Митрополит должен был помогать патриарху управлять Церковью в условиях большевистского террора. Своим согласием Петр Крутицкий сознательно подписывал себе смертный приговор. Но отказаться не мог, близким сказал, что это будет предательством Церкви.
В 1925 году после смерти патриарха Тихона, согласно его завещанию, именно митрополит Петр взял на себя патриаршие обязанности. В условиях церковного раскола перед ним встал сложный выбор. Часть священнослужителей пошла на сотрудничество с большевиками, создав так называемое обновленческое движение. Большевистская власть в это время уже изменила политику в отношении Церкви. Если в первые годы священнослужителей расстреливали сотнями, то теперь с ними пробовали договариваться. Ведь по всей стране были миллионы верующих. И сделать их лояльными к новой власти могла только Церковь. За это она вполне могла надеяться на юридическое оформление. Кроме того, призывы Церкви быть лояльными к власти могли значительно уменьшить количество восстаний. Но большевиков очень интересовал еще один аспект ? раскрытие тайны исповеди. Ведь то, что люди не рассказывали следователю даже под пытками, они чистосердечно открывали священникам. От последних требовали сотрудничать с ЧК, а затем ГПУ и выдавать все, в чем исповедовались миряне. Принявшие это предложение начали обновление Церкви. Но большинство на сотрудничество с властью не пошли, считая подобную лояльность предательством веры. Среди отказавшихся был и митрополит Петр. Еще с 1923 года он выступал против любых договоренностей с властями и обновленцами. От этой его четкой позиции и начались его мытарства. Чуть меньше года митрополит Петр возглавлял Церковь. Он всячески поддерживал осужденных. Все пожертвования сразу после службы шли в тюрьмы и места ссылки.
В ноябре-декабре 1925 года арестовали епископов из числа сторонников владыки. В начале декабря, зная о своем заключении, он писал: ?Меня ждет работа, суд человеческий, но не всегда милостивый. Не боюсь работы, ее я любил и люблю, не боюсь и суда человеческого ? нерасположение его испытали не в пример лучше и достойнее личности. Опасаюсь одного: ошибок, упущений и невольных несправедливостей ? вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко осознаю. Это нужно в любом деле, но в нашем ? пастырском ? особенно?.
В декабре, как и ожидал, митрополит Петр был арестован. Содержался в тюрьме на Лубянке, прошел ссылки за Полярным кругом, лагеря в Тобольске и Екатеринбурге. Все это время от него требовалось одно: пойти на сотрудничество, осудить иностранных архиереев, убрать из Церкви нелояльных к власти священнослужителей. Даже юридическое оформление статуса Православия обещали. Но семидесятилетний митрополит прекрасно понимал, что все это от ?лукавого?, что последствия для верующих и Церкви будут страшными, и отказывался. Ему постоянно продлевали сроки заключения, меняли места содержания. В конце концов запретили все прогулки, даже днем. Второй кельей владыки стала одиночная камера.
В октябре 1937 года ему вынесли очередной приговор ? обвинили в ?лжи? и непримиримости к советской власти. В итоге тройка НКВД по Челябинской области осудила митрополита Петра на смерть. Казнь привели в исполнение 10 октября 1937 года.
В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил священнослужителя к лику святых как новомученика.
Уничтоженные советской властью служители Церкви показали следующим поколениям пример мужества, веры и верности Православной вере.
Евгений Левченко