Главная страница
Сейчас в эфире 01:52

23:05

Джерело мистецтв

23:00

Молитва Небесним силам

22:30

Ілля Мечников. Герой і мученик науки, сурдопереклад

22:05

Скельні печери Галиці, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:25

Літопис. Відлуння епох

21:15

Територія добра

21:00

Літопис

20:30

Громадянська позиція

20:20

Чужа війна (Ю. Боднар)

20:15

Дивосвіт

20:00

Добре слово і Вечір у Шишкиному лісі

19:30

Молитовне правило. Вечірні молитви

19:20

Літопис

19:15

Територія добра

19:00

Фрески церкви Спаса на Берестові

18:50

М. Лисенко Б'ють пороги

18:30

Церква і суспільство

18:10

Легенди грецьких островів

18:05

Лавра Небесна

18:00

Молитва за мир в Україні

17:40

Окрилені лиманами

17:00

Уроки богослов'я. Патрологія

16:50

Літопис

16:25

14- плюс

16:00

Добре слово і День у Шишкиному лісі

15:25

Віктор Глушков. Учений, який випередив час

15:15

Територія добра

15:05

Літопис

15:00

Молитва про примноження любові

14:50

С. Гулак-Артемовський. Арія Андрія з опери Запорожець за Дунаєм

14:00

Повертаючи любов

13:30

Музейні хранителі. Антична колекція Ханенків

13:00

Джерело мистецтв

12:50

Літопис

12:20

Пономарі

12:15

Лавра Небесна

12:10

Територія добра

12:00

Молитва преподобного Парфенія Київського

11:55

Лавра Небесна

11:30

Скельні печери Галиці

11:00

14- плюс

10:50

Літопис

10:20

Монастирі України. Квітка проквітлих печер, сурдопереклад

10:05

Окрилений Афон, сурдопереклад

10:00

Лавра Небесна, сурдопереклад

09:30

Будьте здорові!

09:25

Територія добра

09:05

Православний вісник

09:00

Молитва за мир в Україні

08:30

14- плюс

08:05

Молитовне правило. Ранкові молитви

08:00

Молитва Богородиці

07:50

Територія добра

07:35

Добре слово і Ранок у Шишкиному лісі

07:30

Дивосвіт

07:20

Поводир

07:05

Літопис

07:00

Молитва перед початком доброї справи

06:55

Українські народні пісні

06:35

Микола Лєсков. Сила віри

06:10

Йордан - річка життя

06:05

Лавра Небесна

06:00

Молитва Оптинських старців

05:05

Історія шедевра. Микола Самокиш

05:00

Молитва Отче наш

04:40

Легенди грецьких островів, сурдопереклад

04:00

Місце під сонцем. Ірина Черниченко. Літопис переселенця, сурдопереклад

03:30

Подія. Митець. Глядач

03:00

Монастирі України. Квітка проквітлих печер

02:35

Спадщина Єлисея Плетенецького

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

01:00

Місце під сонцем. Микола Подрезан. Планета Земля. Погляд з інвалідного візка

00:45

Фрески церкви Спаса на Берестові

00:40

Ансамбль Благовість. Радуйтеся

00:25

Окрилений Афон

00:00

Будьте здорові!

Последние новости

Вера и верность православных новомучеников

10.10.2011

10 октября Православная Церковь прославляет нескольких священнослужителей-новомучеников, расстрелянных большевиками в годы разгула воинствующего атеизма. Митрополит Петр Крутицкий, епископ Герман Вольский (в миру Николай Косолапов), Михаил пресвитер, Димитрий пресвитер, Феодор пресвитер выполнили свои священнические обязанности с честью, не отказались от cвоего креста, даже когда чувствовали, что вот-вот щелкнет затвор чекистского маузера и земная жизнь будет прервана. Церковь их канонизировала как новомучеников только после падения советской власти.

Епископ Герман Вольский был рукоположен в священники в 1905 году. И на протяжении 13 лет честно трудился на разных должностях. В феврале 1918 года принял сан епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Короткий период его преосвященнического труда превратился в путь на голгофу. 24 августа 1918 года за проведение панихиды по расстрелянной несколькими месяцами ранее царской семье был арестован священник Свято-Серафимовской церкви Саратова Михаил Платонов. Епископ Герман благословил прекращение богослужений в храме и поддержал обращение к верующим бороться за своего пастыря.
А 16 сентября его бросили в тюрьму. Обвинение – инсценировка запрета богослужений советской властью. На показательном процессе его, а также протоиерея Алексия Хитрова приговорили к 15 годам лишения свободы, а Михаила Платонова – к расстрелу. Православные люди не оставили своих пастырей и собрали около 10 тысяч подписей под просьбой освободить владыку Германа и других арестованных священников. Народное выступление было малодейственным. Епископа Германа выпустили, но через месяц снова арестовали. И снова осудили на 15 лет, хотя двум другим священникам приговор смягчили. Михаилу Платонову расстрел заменили на 20 лет заключения, протоиерею Алексию Хитрову дали условный срок. 8 октября 1919 у Саратова уже гремели пушки – к городу приближались белогвардейские части. Чекисты выносили смертные приговоры всем, кого держали в тюрьмах. В том числе и арестованным священникам.
Узнав об этом, пастыри провели отпевание себя и других узников. А 10 октября утром решение было приведено в исполнение. На окраине саратовского кладбища вместе с духовными лицами расстреляли около 30 мирян. Лишь 26 декабря 2006 года епископ Герман был причислен к Собору новомучеников и исповедников российских.

Крестный путь митрополита Петра Крутицкого был значительно сложнее. Ведь ему выпала участь возглавить Церковь во времена, когда большевики уже не расстреливали пастырей и верующих, а пытались поставить веру на службу своим интересам. Священнослужителям приходилось выбирать: или договариваться с властью, или готовиться к заключениям и пыткам.
Митрополит Петр Крутицкий происходил из семьи священника. Он окончил семинарию и занимал разные должности в духовной сфере.
В 1918 году патриарх Тихон предложил ему сан священника и епископство. Митрополит должен был помогать патриарху управлять Церковью в условиях большевистского террора. Своим согласием Петр Крутицкий сознательно подписывал себе смертный приговор. Но отказаться не мог, близким сказал, что это будет предательством Церкви.
В 1925 году после смерти патриарха Тихона, согласно его завещанию, именно митрополит Петр взял на себя патриаршие обязанности. В условиях церковного раскола перед ним встал сложный выбор. Часть священнослужителей пошла на сотрудничество с большевиками, создав так называемое обновленческое движение. Большевистская власть в это время уже изменила политику в отношении Церкви. Если в первые годы священнослужителей расстреливали сотнями, то теперь с ними пробовали договариваться. Ведь по всей стране были миллионы верующих. И сделать их лояльными к новой власти могла только Церковь. За это она вполне могла надеяться на юридическое оформление. Кроме того, призывы Церкви быть лояльными к власти могли значительно уменьшить количество восстаний. Но большевиков очень интересовал еще один аспект – раскрытие тайны исповеди. Ведь то, что люди не рассказывали следователю даже под пытками, они чистосердечно открывали священникам. От последних требовали сотрудничать с ЧК, а затем ГПУ и выдавать все, в чем исповедовались миряне. Принявшие это предложение начали обновление Церкви. Но большинство на сотрудничество с властью не пошли, считая подобную лояльность предательством веры. Среди отказавшихся был и митрополит Петр. Еще с 1923 года он выступал против любых договоренностей с властями и обновленцами. От этой его четкой позиции и начались его мытарства. Чуть меньше года митрополит Петр возглавлял Церковь. Он всячески поддерживал осужденных. Все пожертвования сразу после службы шли в тюрьмы и места ссылки.
В ноябре-декабре 1925 года арестовали епископов из числа сторонников владыки. В начале декабря, зная о своем заключении, он писал: «Меня ждет работа, суд человеческий, но не всегда милостивый. Не боюсь работы, ее я любил и люблю, не боюсь и суда человеческого – нерасположение его испытали не в пример лучше и достойнее личности. Опасаюсь одного: ошибок, упущений и невольных несправедливостей – вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко осознаю. Это нужно в любом деле, но в нашем – пастырском – особенно».
В декабре, как и ожидал, митрополит Петр был арестован. Содержался в тюрьме на Лубянке, прошел ссылки за Полярным кругом, лагеря в Тобольске и Екатеринбурге. Все это время от него требовалось одно: пойти на сотрудничество, осудить иностранных архиереев, убрать из Церкви нелояльных к власти священнослужителей. Даже юридическое оформление статуса Православия обещали. Но семидесятилетний митрополит прекрасно понимал, что все это от «лукавого», что последствия для верующих и Церкви будут страшными, и отказывался. Ему постоянно продлевали сроки заключения, меняли места содержания. В конце концов запретили все прогулки, даже днем. Второй кельей владыки стала одиночная камера.
В октябре 1937 года ему вынесли очередной приговор – обвинили в «лжи» и непримиримости к советской власти. В итоге тройка НКВД по Челябинской области осудила митрополита Петра на смерть. Казнь привели в исполнение 10 октября 1937 года.
В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил священнослужителя к лику святых как новомученика.
Уничтоженные советской властью служители Церкви показали следующим поколениям пример мужества, веры и верности Православной вере.

Евгений Левченко