Главная страница
Сейчас в эфире 18:05

23:05

Клятва преподобного ╤ова

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

22:05

Розкажи нам, вулице! Заньковецько╖, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

21:40

Територ╕я добра

21:35

Духовн╕ п╕сн╕. Фрески Соф╕╖ Ки╖всько╖

21:00

Розкажи нам, вулице! Володимирська. Соф╕я Ки╖вська

20:40

Ази Православ╕я

20:20

Ми - Укра╖на. Греки Укра╖ни. Ф╕льм другий

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

19:00

М╕сце п╕д сонцем. Юл╕я Матв╓╓ва. Моза╖ки Равенни

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:25

Вивчення Псалм╕в Давида

17:00

14- плюс

16:30

Музейн╕ колекц╕╖. Дар Василя Щавинського

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Земля запов╕дна. Житомирщина

15:15

Ази Православ╕я

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

14:00

Леон╕д Соколов. В╕чн╕ ц╕нност╕ людського життя

13:25

Монастир╕ Укра╖ни. Кв╕тка прокв╕тлих печер

13:00

Твори. Живи. Люби

12:50

Лавра Небесна

12:25

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:45

Румунська Лавра

11:20

Чай без церемон╕й з Олександром Ф╕лоненком

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:40

Як сонце застигло у рам╕, сурдопереклад

10:00

Хустська ╓парх╕я, сурдопереклад

09:50

Територ╕я добра

09:30

14- плюс

09:05

Будьте здоров╕!

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:35

╤з присмаком полину

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:35

Дивосв╕т

07:05

Поез╕я водно╖ стих╕╖

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника

05:05

М╕сце п╕д сонцем. ╢вген Хмара. Майстер сонячних нот

05:00

Молитва Отче наш

04:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих, сурдопереклад

04:00

Стопами апостол╕в. Апостолам р╕вний, сурдопереклад

03:25

Камо грядеши

03:00

Под╕я. Митець. Глядач

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Поводир

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Джерела для спраглих п╕сень

00:55

Камерний хор Пектораль

00:20

Дол╕ барвист╕ дор╕жки. Валентина Ткач та ╖╖ династ╕я

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

27.07.2012

Евангелие
(Мф. 14, 14-22)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Получив известие о мученической кончине Иоанна Крестителя, Господь Иисус Христос удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком (Мф. 14, 13). ?Видна,? говорит блаженный Феофилакт Болгарский,? вера народа, по которой он идет за Иисусом... почему в награду веры, получает исцеления. Знак веры и то, что люди последуют за Ним пешие и без пищи?.
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
?Пред чудным насыщением пяти тысяч человек,? пишет святитель Феофан Затворник,? ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: Не нужно им идти, вы дайте им есть. Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: Не нужно им идти, вы дайте им есть ? и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: Распни. Таково и общее Божие промышление о нас: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, как Отец наш Небесный милосерд!
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
?Для чего Христос воззрел на небо и благословил, ? спрашивает святой Златоуст и отвечает,? Ему надлежало уверить о Себе, что Он послан от Отца, и что равен Ему. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что все делал со властию; а Тому, Кто послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал Он во всем с великим смирением, не стал всего приписывать Отцу и во всяком деле призывать Его. Посему Господь творит чудеса иногда со властию, а иногда по молитве, причем поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Он взирает на небо в подтверждение Своего посольства от Отца и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу?.
Преломив хлебы, Господь дал их ученикам; ученики же, принимая куски от Его святых рук, обходили ряды возлежащих и раздавали народу. Чудесное умножение совершалось сначала в собственных руках Спасителя, потом в руках апостолов, и наконец в руках ядущих. Ели все и насытились... Это был скромный, но достаточный ужин. Так Господь оправдал пред народом Свое обетование: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Народ, желая слушать учение Спасителя, не заботился о том, что есть и пить, и вот земные блага приложились ему.
?Доселе,? говорит святой Златоуст,? Он творил чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, дабы народ не оставался пустым зрителем того, что происходило с другими, но и сам получил дар. И что иудеям во время странствования по пустыне казалось чудным, так как они говорили: Еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыни? (ср.: Пс. 77, 19?20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало никакому сомнению. Отсюда же познаем и умеренность учеников: их было двенадцать, а имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском. Даже и сего малого не стали удерживать. Из сего и мы должны научиться, что хотя имеем у себя малость, однако ж и то обязаны отдавать нуждающимся?.

Протоиерей Григорий Дьяченко
ПРОСТОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО

 

Апостол 

(1 Кор. 1,10-18)

10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12. Я разумею то, что у вас говорят: ?я Павлов?;
?я Аполлосов?; ?я Кифин?; ?а я Христов?.
13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14. Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15. дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.

Сегодня мы слышали в апостольском чтении о распрях и раскольниках, появившихся в Коринфской Церкви еще при жизни св. апостола Павла. Коринфяне-греки, издавна еще в язычестве известные духом гордости и разъединения, едва успели принять христианство, как уже начали по-прежнему образовывать отдельные кружки, скопища, и у них возникли споры. Из-за чего? Из-за того, что одному коринфянину нравился апостол Павел, другому - Петр, третьему - Аполлос, а четвертый, вероятно, пренебрегая служением апостолов, с гордостью величал себя христовцем, не в смысле смиренного ученика Христова, а с презрением всякой церковной власти над собою.
Нетрудно понять, как прискорбно было услышать смиренному св. апостолу Павлу о таких раздорах, возникших из-за личности проповедников христианства. Эти раздоры и споры из-за превосходства одного учителя пред другим. Начинаются они обыкновенно из-за благочестивого будто бы побуждения, ради спасения души; ведутся и поддерживаются под влиянием самолюбия на погибель сердцу, а заканчиваются озлобленным отпадением от Христа. Известно из истории, что никогда в мире не бывало таких упорных и злостных войн, каковы войны религиозные. А возникают-то они из-за разномыслия в веровании. Очевидно, в таком разномыслии, поддерживаемом внешними защитительными средствами, не может быть духа Христова, духа терпения, благоснисхождения и сожаления о заблуждающих.
Св. апостол, зная последствия раздоров и споров, и умоляет прекратить их в самом начале.
Я Павлов. Здесь апостол говорил о христианах, преданных ему самому. Любили христиане св. апостола Павла за его всецелую любовь к людям, за его простоту речи, за ту черту в его проповеди, что язычники и помимо еврейского обрезания спасутся чрез веру во Христа Спасителя. Но и эта партия Павлова заслуживала укоризну от апостола Павла, очевидно, за то, что она ставила его выше всех и хвастала тем, будто она одна владеет истинным познанием и свободою духа; и за то, что резко и без всякой снисходительности и внимания отталкивала от себя довольно ограниченных христиан из иудеев, которые имели одинаковые с ними права, смеялась над их мнительностью и оскорбляла их совесть наперекор апостольскому установлению вкушением идоложертвенного мяса (Деян. XV, 29).
Но другим коринфянам нравилась проповедь блестящая, красноречивая, многоученая, свидетельствующая о знакомстве с философами и их мыслями. Любили иные за это другого проповедника, сотрудника Павлова, ученого александрийца красноречивого Аполлоса (Деян. XVIII, 24-28) и предпочитали его Павлу. Павел же красноречия нарочно в проповеди не употреблял, хотя был и сильнее Аполлоса в слове. Оттого-то иные коринфяне, как и вообще южные жители, любящие пестроту цветов, разнообразие картин и красоту речи, не гоняясь за обилием мыслей, и предпочли Аполлоса Павлу. Такие говорили: Я Аполлосов.
Но ведь один человек способен на такое занятие, а другой - на другое. Св. апостол Павел говорит о себе, что я насадил на почве Христовой, а Аполлос поливал; но воз-растил-10 Бог (1 Кор. III, 6). Насаждающий и поливающий суть одно, одинаково работники в саду Христовом, в Церкви Божией, и каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. III, 8). Поэтому-то и не следует верующим превозносить одного учителя пред другим до забвения о Боге, Едином Учителе.
Я Кифин, т. е. Петров. Апостола Петра особенно любили христиане из иудеев, и именно за то, что он несколько времени по вознесении Господнем думал, будто еврейский закон и обрезание обязательны для всякого язычника при обращении его ко Христу и будто бы помимо еврейства нельзя сделаться христианином. Кроме того, эти христиане из иудеев восставали против апостольской жизни Павла. Они разглашали про Павла, будто он лжеапостол, и противопоставляли ему тех апостолов единственно истинными, которые лично обращались со Христом, были призваны и наставлены Им Самим во дни Его земной жизни. Под влиянием этих мыслей они и предпочитали апостолу Павлу апостола Петра.
А я Христов, говорил иной коринфянин. От чистого ли сердца и со смирением ли говорил этот человек? Или с гордостью и сознанием превосходства своего над другими партиями павловцев, петровцев и аполлосовцев? Это трудно решить. Есть об этом вопросе различные мнения, достойные внимания. По мнению одних, эти христовцы составляли тоже не похвальную партию. Потому что, говорят, если бы они были истинными христианами, то св. апостол выставил бы их образцовыми для других партий, а этого он не сделал. Напротив, в дальнейшем изображении он не исключает их, а наравне с другими тремя сектами в укор и им говорит: разве разделился Христос? (1 Кор. I, 13) Из этого можно, говорят иные, заключать, что христовцы считали Самого Христа Главою своей партии и Его имя усвоили своей секте, подобно тому, как павловцы - имя Павла, петровцы - имя Петра, аполлосовцы - имя Аполлоса. Название этой секты по сходству с названиями других партий объясняют предположением, что христовцы или, по крайней мере, их начальники, основатели секты, были учениками и слушателями Самого Иисуса Христа и особенно много мечтали о таком своем знакомстве со Христом по плоти. Очень возможное дело, что спустя двадцать, тридцать лет по смерти Христа было еще в живых немало его слушателей, рассеявшихся среди христианских обществ по большим городам.
Как бы то ни было, но на основании названия с вероятностью заключают, что эта партия считала Христа своим Главою и притом в исключительном смысле, так что совершенно отвергала всякую церковную власть, Богом установленную в посредство между Им и грешными людьми, и не уважала, и знать не хотела ни одного апостола. Такие сектанты были в древности, существуют и ныне. Например, есть у нас в русском расколе у беспоповцев так называемое ?Спасово согласие? или ?христовцы? в Северной Америке.
Другие думают, что христовцы - это были настоящие христиане. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя слова я Христов, говорит: ?Но для чего Павел присовокупил - Аз же Христов? Если согрешали те, которые прилеплялись к людям, то также грешили и те, которые прилеплялись ко Христу? Нет, он укорял их не за то, что они назывались Христовыми, а за то, что не все они делали это?.
Известное дело, что и ныне люди с мнительной совестью, с неумеренной ревностью за вероучение и за обряд выставляют себя как бы особыми посланниками - учениками Христовыми, выделяются из толпы и с гордостью и желчностью смотрят на других.
Ст. 13. Разве разделился Христос? Христос есть Глава, а все христиане составляют одно Тело, и каждый христианин является членом Тела. Следовательно, жизнь христианина правильная бывает только тогда, когда он слушается своей Главы - Христа, живет Его духом, Его силами. Господь Владыка один - одного духа должны быть и верующие в Него, и Ему одному нужно и служить; не дело избирать себе кого-либо из людей в вожди, унижая Христа; не похвально прилепляться к человеку до забвения о Боге - будет ли то Павел апостол или Петр.
Разве Павел распялся за вас? говорит апостол Павел про себя, или во имя Павла вы крестились? За нас и за самого Павла распялся Христос Господь. Все верующие крестились во Христа и обязались навсегда служить Ему. Зачем же называть себя, свой круг верований именами людей: Павла, Петра, Лютера, Кальвина, Аввакума? Самое дорогое, самое отрадное для нас имя - это имя Христа Спасителя. К чему же, братия, раздоры? Откуда ...вражды и распри в нас? не от вожделений, не от страстей ли наших, воюющих в членах наших? (Иак. IV, 1) Не от гордости ли нашей - отродья дьявольского, не от зависти ли, введшей грех и усиливающееся отпадение в мире от Бога? Ах! нужно всячески, сколько возможно заботиться об устранении ссор и раздоров. В них искра для больших пожаров. И счастлив человек, если он успевает потушить раздор в начале. Еще больше блажен тот, кто сам не подавал повода к раздорам, ссорам и расколам. Таков был св. апостол Павел. Он очень радовался тому, что он мало крестил людей, так что немногочисленные крестники его не могли составить секту с его именем. Он говорит:
(ст. 14) благодарю Бога, что я никого из вас, коринфяне, имеющих раздоры и расколы, не крестил, кроме известного в Коринфе начальника синагоги Криспа (Деян. XVIII, 8) и доброго Гаия странноприимца (Рим. XVI, 23).
Ст. 15. Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. В старину любили называть себя именами своих крестителей или восприемников; да и теперь есть у нас обычай, законом утвержденный, на иных крестниках сохранять по крайней мере фамилию своего восприемника или лица, усыновившего дитя.
Ст. 16. Св. апостол крестил еще дом, семью, Стефана добродетельного, оказывавшего радушие православным христианам (1 Кор. XVI, 15). Крестил ли я еще кого в Коринфе? Не знаю, говорит св. апостол.
Ст. 17. Ибо Христос послал меня не столько крестить, сколько благовествовать. Совершение таинства крещения, исполнение обрядов, треб церковных - дело более легкое, чем проповедание. Проповедь, научение людей истинной вере - вот что составляло главную обязанность апостолов: шедше научите вся языки, сделайте их Моими учениками и верными последователями чрез крещение их во имя Святой Троицы и чрез внушение соблюдать Мои заповеди (Мф. XXVIII, 19-20), говорит Христос. Поэтому св. апостолы и отклоняли от себя дела менее важные, как-то - заботы по церковному хозяйству (Деян. VI, 2). Для таких низких должностей по хозяйству апостолы избрали себе в помощники диаконов; а для продолжения учительства, совершения таинств и для удовлетворения других различных нужд они избрали себе в преемники епископов и священников. Известно, что апостолы путешествовали для проповеди со многими спутниками, которых и оставляли вместо себя в христианских общинах, только что просвещенных, а сами шли далее со словом о Христе.
Потому-то апостол и сказал: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, и притом не в премудрости слова. Значит, живая речь, устная проповедь была первым делом апостолов - они несколько лет по вознесении Господнем благоустрояли и поддерживали общества христианские, не написавши ни одной строчки, а только устною проповедию или передачею своих распоряжений чрез верных людей на словах к отсутствующим и отдаленным христианам. Значит, Священное Предание было обязательно для первых христиан, как писанный закон; и оно было благоговейно охраняемо и строго передаваемо. Оттого-то и мы, православные, многие обряды, не записанные у апостолов, но сохранившиеся от их времен, доселе свято сохраняем, как досточтимые и глубокознаменательные памятники мудрости апостольской, каково, например, крестное знамение, совершаемое нами на молитве.
Св. апостол Павел, от природы даровитый, сильный словом и высокообразованный, назначен был благовествовать, проповедовать о Христе и христианстве не в премудрости слова: т. е. не красноречиво, не глубокомысленно, без искусственных риторических украшений, не с мыслью поражать слушателей своей ученостью, а простою, безыскусственною речью привлекать сердца к истине и в послушание вере Христовой. Истина, собственно говоря, не нуждается в цветах - в прикрасах слова и в изворотливости ума. Она проста, как, например, дважды два - четыре. Тут красноречие излишне. Так и в деле проповеди Христовой. Сам Христос есть Истина; Он Сам говорил к народу просто, понятно. Св. Евангелие есть единственная в мире, народная, вселенская книга, и проповедники Христовы должны заботиться более всего об истине, а не об украшении ее.
Благовествовать послан был апостол не в премудрости слова, чем любили в то время хвалиться, особенно греческие ораторы, в Афинах и Коринфе, не в убедительных словах человеческой мудрости, обставленной доказательствами, но в явлении духа истины и в силе убеждения религиозного (1 Кор. II, 4). Апостол так и проповедовал простым слогом для того, чтобы не упразднить, не уничижить, не заслонить своим красноречием, своим лицом силы, значения и спасительности Креста Христова, крестных заслуг Спасителя Нашего (1 Кор. I, 17); чтобы вера ...утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. II, 5).
Св. апостол предложил коринфянам такое учение и в таких словах, которые не каждому коринфянину были приятны и любопытны, именно: он предложил им проповедь о Христе и Кресте Его, и о страдальческом кресте каждого, желающего последовать Христу.
Понятно, что эта проповедь многих отстранила от Павла, и они пошли слушать философствующего Аполлоса, увлеклись им; предпочли его Павлу и стали говорить, что Аполлос лучше и выше Павла, что они ученики Аполлоса, а не Павла, проповедующего просто о предмете тяжелом, неудобоносимом. Так и во все времена.
Ст. 18. Слово о кресте, проповедь о Христе и подвижничестве, необходимом в христианстве, для погибающих, для не думающих о спасении своем, есть юродство, кажется глупостью, проповедью устарелой, отсталой, несовременной, и само христианство со своими формами будто бы уже отживающим. Люди, мчащиеся вперед без оглядки, неизвестно к какой цели, думают, что душа человеческая вообще может с годами переродиться и будет правильно жить другими силами помимо Христовой благодати, без скорбей, лишений и мучений. Нет, уже здешняя обыденная жизнь показывает, что, несмотря на всевозможные улучшения внешнего быта, на быстрые шаги так называемого прогресса, болезни и бедность, а следовательно, и страдания не уменьшаются, а нравственность в людях не улучшается. Следовательно, если нет в душе человека христианства: нет страха Божия и надежды на помощь от Господа - такой человек - жалкий человек, в нем самом юродство, он - погибающее существо, он - плотский человек, не понимает и не принимает того, что от Духа Божия, например проповедь о Кресте, потому он почитает сие безумием и не может разуметь, что о сем надобно судить духовно, благочестиво настроенным (1 Кор. II, 14). А для верующих, спасаемых, думающих и заботящихся о своем спасении, проповедь о Кресте Христовом, молитва ко Господу Распятому за нас есть воистину высшая в трудных минутах жизни помощь, есть сила Божия. И в самом деле, кому в скорбях, обидах и болезнях не приходилось иметь утешение единственно только в молитве пред распятым Христом и в размышлении о страданиях Его? Он Сам был искушен всячески, перенес все страдания; может Он помочь и нам в наших скорбях. Премудро наша Церковь внушила нам творить на себе часто, но сознательно, крестное знамение и носить на шее крестик. Эти внешние знаки напоминают нам о Распятом за нас, о постоянной любви Его к нам.
Да будут все едино, молился Христос пред Своими страданиями о Своих последователях (Ин. XVII, 21). Умоляем же и мы вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы при различии обрядов говорили одно с нами и не было между нами разделений; чтобы вы соединены были в одном духе Христовом и в одних мыслях, в одних догматах православных. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители Божий, соработники у Бога, а вы - Божий ветви. Павел насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог (1 Кор. III, 5-6). Ему подобает от нас всякая слава, честь и поклонение.

 

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА