Главная страница
Сейчас в эфире 18:36

23:05

Розкажи нам, вулице! Дорога Велика Житомирська

23:00

Молитва Небесним силам

22:50

Територ╕я добра

22:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

22:05

Джерело мистецтв

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:45

Територ╕я добра

21:25

Ази Православ╕я

21:00

Церква ╕ сусп╕льство

20:50

Л╕тург╕я св. ╤оанна Златоуста

20:30

Православний в╕сник

20:20

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Суво╖ Мертвого моря

19:00

Под╕я. Митець. Глядач

18:50

Л╕тург╕я св. ╤оанна Златоуста

18:45

Територ╕я добра

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:35

Вивчення Псалм╕в Давида

17:00

В╕ктор Зарецький. Бранець краси

16:30

14- плюс

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

14- плюс

15:25

Л╕тург╕я св. ╤оанна Златоуста

15:15

Ази Православ╕я

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:20

Як сонце застигло у рам╕

14:00

М╕сце п╕д сонцем. Юл╕я Матв╓╓ва. Моза╖ки Равенни

13:45

Фрески церкви Спаса на Берестов╕

13:25

Легенди грецьких остров╕в

13:00

14- плюс

12:50

Лавра Небесна

12:20

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:35

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

11:00

Камо грядеши

10:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих, сурдопереклад

10:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гумен Валер╕ан. Пропов╕дь. Об╕йняти серцем, сурдопереклад

09:50

Територ╕я добра

09:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

09:05

Будьте здоров╕!

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

08:35

Дивосв╕т

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Д. Бортнянський Воскл╕кн╕те Господев╕ вся земля

07:05

Клятва преподобного ╤ова

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:45

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

06:05

М╕сце п╕д сонцем. Художник над морем ╕дей. Андр╕й Александрович-Дочевський

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:35

В╕ктор ╤вченко. Майстер ╕ його муза

05:05

Пономар╕

05:00

Молитва Отче наш

04:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих, сурдопереклад

04:00

М╕сце п╕д сонцем. Винах╕дник Андр╕й Маранов, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

П╕вн╕чне серце Укра╖ни

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик, вип. 2, ч. 1

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Григор╕й Ф╕л╕пповський. Акс╕ома добра

00:35

Музейн╕ колекц╕╖. Втрати та пошуки

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Толкование Евангелия и Апостола

27.10.2012

 Евангелие

(Лк. 8,5-15)
 
Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный.
Семя ? слово Божие. Как семя приносит не одинаковый плод, а иногда и совсем глохнет или погибает, так и слово Божие не всегда одинаково воспринимается душами человеческими.
Первым препятствием плодотворности слова Божия является невнимательность, легкомыслие и беспечность. Есть люди, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и всех соблазнов. Удивительно ли, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попирается и уносится непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений? Приходят такие люди и в храм Божий, но они приходят только по обычаю, как бы для развлечения, а не по живому влечению сердца. Они слушают или читают слово Божие, а потом после этого и читают часто пустые, растлевающие воображение книги. Неудивительно поэтому, что в сердце такого человека не может укорениться семя слова Божия: оно попирается мелкими, иногда низменными мимоходящими впечатлениями и мечтами, как семя, упавшее на дороге. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги... Это те люди, у которых сердце не согрето и не смягчено истинной любовью к Богу и самоотвержением. Оттого слово Божие не может углубиться и укорениться в их сердце, возрасти и принести плод. Так, например, Ирод почитал Иоанна Крестителя, зная, что он муж праведный и святой, любил слушать его слово, во многом даже повиновался ему, но когда Иоанн коснулся обладающей сердцем его страсти и потребовал отречения от нее, когда сказал ему: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего,? то Ирод заключил Иоанна в темницу, а потом дал повеление отсечь ему голову.
А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. Это те люди, у которых заботы о материальном довольстве заглушают слово Божие. Суетная привязанность к земному и временному наполняет и объемлет собою сердце человека и подавляет в нем действие слова Божия. Эта привязанность может быть в равной степени свойственна не только богатым, но и бедным; богатство само по себе не препятствует спасению, и бедность, с другой стороны, не облегчает спасения. У бедного привязанность к земному может обнаруживаться в постоянных заботах о приобретении, в безотрадной скорби при неудачах, в зависти к богатым, в ропоте и даже хуле на Промысл Божий.
А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод старинный. Это те души, которые искренним сердцем и с живым усердием желают и ищут своего спасения. Они, слушая или читая слово Божие, всем сердцем веруют, что через него беседует с ними Сам Бог. Выслушав слово Божие, такие люди всем сердцем хранят его и во всем поступают по заповедям Божиим. В таких сердцах слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12), оно проникает всего человека: просвещает его ум, услаждает его сердце и является самым надежным руководителем для воли; потому-то и приносят благочестивые люди добрые плоды сторицею. Проси и горячо молись, христианин, чтобы для слушания слова Божия Господь наделил твою душу почвой доброй, способной принять в себя семена Божественных словес и принести сторицею от них плоды добрых дел!

 Евангельские беседы на каждый день

Апостол

 Гал. II, 16-20
 
16. Братия! узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
 
Проникшись евангельским духом, св. апостол Павел понял излишество, бесполезность и непригодность многих еврейских обрядов, отказался от них сам, не навязывал их и другим, например своим ученикам, и навсегда предался вере Христовой. Об этом-то он и говорит галатам в ныне прочтенных стихах послания.
Гл. II, ст. 16. Я узнал, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона.
Что же называется оправданием? И что это за дела закона, которые не могли оправдывать человека? Оправданием называется признание человека подсудимого освобожденным от кары, восстановление его прежних прав и даже вознаграждение его должным почетом. Такими подсудимыми, состоявшими под карою, под клятвою, под гневом Божиим, были все люди, грешившие до Христа.
В чем же проявлялись эти дела закона, не оправдывавшие человека?
У евреев был закон нравоучительный, изображавший в десяти заповедях любовь к Богу и к ближнему. Этот закон и при Христе, и после Его вознесения не отменен, но возвышен и усилен, и даже для христиан всегда обязателен. Он и для евреев был обязателен и спасителен.
Евреи не были скупы на жертвоприношения. Они приносили Богу в жертву скот откормленный, в обилии проливали пред алтарем кровь тельцов, агнцев и козлов. Евреи, кроме субботы, уважали и другие свои праздники. Что же Господь сказал им? К чему Мне множество жертв ваших? Впредь не носите... даров пустых, т. е. без сердца, согретого любовью к Богу и ближним; курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний ваших не могу терпеть. Празднование у вас в то же время и беззаконие. И когда вы простираете на молитве руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; I, 11-17).и сколько бы вы ни молились, не послушаю вас. Ваши руки исполнены кровей. Очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость, восстановите угнетенного, защитите сироту, разберите дело вдовицы (Ис.
Если евреи держали так себя при исполнении нравственных законов, то можете судить, как бездушно и в то же время как кропотливо, до мелочей исполняли они по наружности законы другого рода - собственно законы обрядовые. Эти законы касались приношений в жертву животных или хлеба (Лев. VI). В этих законах назначено: какие животные годны в жертву? Какие части из них на что следует употреблять, всего ли животного приносить в жертву или только часть его? Как и с чем приносить на алтарь эту жертву? Кто будет ее приготовлять? Евреи это до подробности исполняли. В законе сказано было, каких птиц и животных можно употреблять евреям в пишу (Лев. XI). Животные разделены в законе на чистых и нечистых для внушения евреям различия между ними и язычниками как существами нечистыми. А евреи, даже крещеные, все-таки наблюдали законы Моисеевы о нище, с неприязнью смотрели на вкушающих запрещенное Моисеем, тогда как в Христовой Церкви уже не существовало различия между евреем и язычником. Так не время ли было еврею отбросить эти дела закона, чтобы жить верою и любовью Христовою, чтобы заботиться более о развитии в себе нравственного чувства, любви к ближнему, чем дорожить старинными преданиями и обрядами, уже потерявшими силу и мертвящими порывы сердца и ума просвещенного, развитого? Потому-то св. апостол Павел и говорит:
(ст. 16) и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона, выше изображенными; ибо делами закона не оправдается никакая плоть, никакой человек.
Спасут ли душу жертвователя крупные пожертвования на храм Божий, на ризницу или исключительно только на колокол, если жертвуемая почтенная сумма незаконно составилась из денежек и копеек нищей братии, а сия зарабатывает кусок хлеба потом и кровью, с потерею здоровья, с горем семьи и нуждою; если значительный пожертвованный капитал жертвователя есть плод обмана, обмера, обвеса, задержки или утайки чужих трудовых денег? Нет, как бы велики пожертвования ни были на храм ли Божий или на колокол, но если жертвователь не имеет любви к ближнему - пользы ему, спасения его душе нет и не будет. Говорил в свое время св. апостол Павел: если я раздам все имение мое и отдам ради Христа тело мое на сожжение, а любви к ближнему не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. XIII, 3). Бог не нуждается в наших пожертвованиях и угождениях; но Он Сам дает всем и всему жизнь и дыхание и все (Деян. XVII, 25). Он дает богатство человеку, внушая ему позаботиться о людях, особенно близких по вере и крови (Тал. VI, 10). Милости хочу, а не жертвы (Ос. VI, 6), говорит Бог.
Или делают еще богатые взносы на вечное поминовение в храм по завещанию, а своих родных оставляют без всякой помощи. Полезна ли душе такая жертва?
Или иные в церковь Божию неопустительно ходят и, кажется, с особенною любовью посещают каждодневно утреннее и вечернее богослужение и Божественную литургию. А между тем, дома, в своей семье, каждодневно являются суровыми тиранами семейства, скупыми, злопамятными. Что же? Принесет пользу эта набожность, это богомолье?
Говорить ли о богомольцах и богомолках, предпринимающих дальние путешествия в Соловецкий монастырь, в Киев, в старый Иерусалим? Не много ли между богомольцами и богомолками бывает праздношатающихся? Не ухудшается ли во многих богомольцах нравственность от дальних странствований в толпе разнокачественных спутников? Прислушайтесь к разговорам многих богомольцев на пути к святому месту. Сколько лжи, обмана, ханжества, срамословия, соблазнительных рассказов! О других делах богомольцев умалчиваем.
Уж не оставить ли нам рассматриваемые нами религиозные действия, например пост, богомолья, пожертвования, чтобы не заслужить осуждения за наружное их исполнение? Нет, не оставить нужно, а нужно исправить их, одухотворить. Объясним проще. Например, пост, или воздержание от пищи, полезное для здоровья, для долголетней жизни и благоприятное для души и ее занятий, получает священное значение тогда, когда мы забываем обиды другим, избегаем греха, обуздываем язык и помыслы, от сберегаемой суммы в хозяйстве уделяем более, против мясоедного времени, на нужды голодающим честным людям.
Молитва должна быть всегда сосредоточенная, смиренная, без ханжества и постоянная. Богомыслие - это жизнь нашей души.
Милостыня, как выражение любви к ближнему, должна быть не своекорыстная, не самолюбивая, не напоказ только и не в видах наград земных за почтенное пожертвование. Кто твердо верует в Бога, тот зорко следит за своею душою, за всеми изгибами своего самолюбивого, расчетливого сердца и каждый порыв его, недостойный христианского звания, старается удержать, сдавить, чтобы его молитва, его дело, его обряд был проникнут сосредоточенною мыслью о Боге. Ведь такая сосредоточенность, такая дума о Боге возможна, и как она радостна нашей душе! Попробуйте творить милостыню, хоть небольшую, но постоянно с этой целью. Или ходите в церковь с обдуманностью, попусту не развлекайтесь, не раздражайтесь поутру ни в доме, ни по пути к храму, а вступайте в него, памятуя о празднике и молитве в храме. И вы в храме по милости Божией удостоитесь радостной молитвы, испытаете в душе своей неземное состояние хоть на несколько секунд. И тогда вам будет жалко оставлять храм. Вот об этом-то и нужно заботиться каждому христианину, чтобы душа чаще жила мыслями, делами и обрядами, напоминающими ей о духовном мире, о небе. О горнем помышляйте, а не о земном (Кол. Ш, 2).
Милостыня высоко ценится на Страшном суде. Кто говорит: ?я люблю Бога?, а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. IV, 20). Этими-то мыслями и жила душа св. апостола Павла, когда он познал мертвенность, бесполезность обрядов еврейства. Апостол знал также и то, что среди христиан есть много людей грешных, исполняющих только обряды христианской жизни. Но в этом не виновны ни вера Христова, ни сам Христос.
Ст. 17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
Ст. 18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то я сам себя делаю преступником. Так говорит апостол. Если кто-нибудь из евреев или язычников принимает христианство и потом в христианстве все-таки исполняет обряды языческие или иудейские, например в народных праздниках, или хранит предания, суеверия прежней своей веры и под их влиянием грешит по-прежнему, то неужели кто-нибудь другой виноват, кроме самого христианина грешащего? Виновна ли или бессильна вера Христова в нас, если мы, каждый год очищая свою душу покаянием и освящая ее святым причащением Тела Христова, - после того снова ведем прежнюю, неразумную, греховную жизнь? Нет, мы сами себя делаем преступниками, более ответственными, чем каким может быть человек, не познавший веры Христовой. Уж если мы дали обет в верности Христу, будем же дорожить им и не нарушать его. Так старался поступать и св. апостол Павел. Он говорит про себя: (ст. 19) законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Т. е. закон Моисеев и пророки указали ему, что обряды еврейской религии не вечны, что они отменены будут с пришествием Мессии и что, следовательно, после явления Мессии на земле еврейская религия будет заменена другою, высшею верою. Потому-то апостол говорит, что он благодаря руководству ветхозаветных книг оставил ветхозаветные обряды и условия спасения. Я, говорит апостол, сораспялся Христу, (ст. 20) и уже не я живу, но живет во мне Христос. Т. е. я, обращенный благодатью Божиею к истине, теперь ни кто иной, как покорный, всецело преданный раб Христа. Повиноваться Ему, Святейшему, Примилосердному - для меня несказанная радость, блаженство. Служить ему постоянно - вот единственная цель всей моей жизни. В таких рабах, послушных, свято исполняющих волю Божию, Христос обещался жить. Он сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и он возлюблен будет Отцом Моим, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. XIV, 21-23). Такого счастья, такого блаженства и удостоился св. апостол, когда он свидетельствует, что в нем живет Христос и все добрые дела не его, но плод благодати Христовой. Сердце св. апостола стремилось как можно скорей оставить здешний мир, чтобы, не развлекаясь суетою, скорее навсегда со Христом быть и на небе вполне иметь ангельскую жизнь. Для меня жизнь на земле - Христос, и смерть - приобретение. А я имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. I, 21, 23). Но жизнь и смерть в руце Божией. Господь Премудрый и Всеблагий знает, кому когда умереть. С верою в Бога св. апостол и проводит свою земную жизнь, терпеливо, без ропота ожидая конца ее.
А что ныне живу еще во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Жизнь наша есть бесценный дар Божий, продолжение ее есть особенное знамение милости и долготерпения Божия. Мы же по своим грехам не жизни, а смерти давно заслуживаем. Но Христос, положивший душу за нас, щадит нас, попускает нам жить.
Чем же мы воздаем или воздадим Христу за Его любовь? Чем? - Верою, сопровождаемою добрыми делами, молитвою и милостынею к ближним, благодушным терпением неправды за имя Христово, перенесением скорбен, болезней, бедности и т. п. с уверенностью, что все это устрояет возлюбивший нас Христос и устрояет к лучшему.
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию... Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Флп. II, 3-4). Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Тал. V, 26). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Тал. VI, 2).
На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Они связывали бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагали на плечи людям, а сами не хотели и перстом двинуть... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, а сами поедаете домы вдовиц и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. XXIII, 2, 4, 14, 23). Ибо делами закона, обрядовых и внешне исполняемых, не оправдается никакая плоть (Тал. II, 16).

Протоиерей Василий Михайловский

ОБЪЯСНЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ
НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА