Главная страница
Сейчас в эфире 18:13

23:35

Ми - Укра╖на. Азербайджанц╕ Укра╖ни

23:05

Под╕я. Митець. Глядач

23:00

Молитва Небесним силам

22:45

Окрилений Афон, сурдопереклад

22:05

М╕сце п╕д сонцем. Олекс╕й Нашивочн╕ков. Говорить арх╕тектура, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:50

О. Архангельський В╕рую

21:40

Територ╕я добра

21:35

Камерний хор Пектораль

21:00

Л╕топис. В╕длуння епох

20:35

Як сонце застигло у рам╕

20:25

Територ╕я добра

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Ми - Укра╖на. Поляки Укра╖ни

19:00

Твори. Живи. Люби

18:50

Територ╕я добра

18:40

Було мен╕ наснився В╕день. Ун╕верситет. Ратуша. Театр. Собор

18:10

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

18:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва Ангелу-Хранителю

17:35

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

17:00

Л╕топис. В╕длуння епох

16:30

14- плюс

16:05

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

16:00

Дивосв╕т

15:30

Джерело мистецтв

15:15

Румунська Лавра

15:05

Територ╕я добра

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

14:00

М╕сце п╕д сонцем. Юр╕й Серняк. Л╕кар на тво╓му боц╕

13:25

Вовняна фе╓р╕я Тетяни Долубеково╖

13:00

14- плюс

12:50

Лавра Небесна

12:20

Вивчення Псалм╕в Давида

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:45

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

11:20

14-плюс

11:00

Душевна кухня з Олекс╕╓м Колесником

10:45

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника, сурдопереклад

10:05

Будьте здоров╕! (сурдопереклад)

09:55

Територ╕я добра

09:05

Повертаючи любов

09:01

Молитва за мир в Укра╖н╕

09:00

Хвилина мовчання

08:40

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

08:35

Дивосв╕т

08:10

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Духовн╕ п╕сн╕. Ю. Фалик Храм Тв╕й

07:05

Феномен плаката

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:30

Музейн╕ хранител╕. Антична колекц╕я Ханенк╕в

06:05

Вт╕лена мр╕я В╕ктора Василенка

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:35

Суво╖ Мертвого моря

05:05

Сасик у полон╕

05:00

Молитва Отче наш

04:00

Розкажи нам, вулице! Велика Житомирська, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

02:30

Громадянська позиц╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

01:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤гор Ятлук. В╕трила дитинства

00:35

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

22.07.2014

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре Отмечаемый ежегодно 18 июля праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), стал в нынешнем году кульминацией торжеств, посвященных 700-летию великого русского подвижника. По окончании Литургии на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к многочисленным паломникам со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Высокие представители государственной власти!

Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей Руси ? с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.

Когда мы говорим ?Святая Русь?, что мы имеем в виду? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в том или ином историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь ? это не миф, и Святая Русь ? это не историческая реальность. Святая Русь ? это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово ?реальность?, значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь ? это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.

Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, ? речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, ? идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями ? героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди ? и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой Руси, на первом месте ? святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.

А почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто второй? Кто-то может спросить: а что бы мы могли прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться? Нет, он лишь построил обитель ? скромную, деревянную, в непроходимых чащах. Сейчас-то летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад ? как много леса и как мало дорог! А что же было в то время ? сплошная чаща, непроходимый лес, и вот здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем мощи всего народа и всей Церкви?

А вот преподобный Сергий, который явил святость жизни в простоте и смирении, в мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой лавры. А сама Лавра начинает расширяться, укрепляться, благоустраиваться и становиться не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что когда в XVII веке началось Смутное время, и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.

И вот здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью. Святость ? это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей. Всё это нельзя пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия, потому что их просто не существовало. Но благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.

И мы знаем, что именно своей святостью, а не какими-то внешними дарами, какой-то особой волей или силой, ? именно святостью объединил преподобный Сергий разрозненные русские княжества. Сердцем, просвещенным Божественной благодатью, он узрел в Дмитрии Донском того, кто будет способен сокрушить врага. И объединив своим тихим голосом, но горячей и сильной молитвой разрозненные русские земли, тем самым предопределил победу на Куликовом поле, с которой началось освобождение нашего Отечества.

Вот так духовное влияет на мирское, внешнее. А что же происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым, убогим, подчас карикатурным. И чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.

История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, ? в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси