День Святой Троицы: священная история и традиции
16.06.2019
Апостольский парздник или День рождения Церкви
Праздник Пятидесятницы или День Святой Троицы, который еще называют Днем рождения Церкви, был установлен самими апостолами.
В этот день Святой Дух сошел на учеников Христовых и исполнил их всей полноты благодатных духовных дарований ? они преобразились, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем. С этой поры апостолы мужественно и безбоязненно, с великим дерзновением начали проповедь о Христе распятом и воскресшем из мертвых, и Церковь Христова начала расти и множиться сначала среди иудеев в Палестине, а затем и среди язычников во всем мире ? ?даже до края земли? (Деян. 1:8).
Ученики Христовы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: ?Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа?.
Особенную торжественность Пятидесятнице с первых времен христианства придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда ? песнопение литургии: ?Елицы во Христа крестистеся??). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после Литургии для того, чтобы народ в бдении и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).
Традиция, объединяющая Заветы
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай соблюдается еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт. 18:1).
Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают на таинственное обновление душ верующих силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.
Поминовение усопших ? Троицкая родительская суббота
Со времен Ветхого завета суббота (шаббат) считалась день праздничного покоя.
С наступлением Нового Завета суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном. Спаситель в своей проповеди учил: ?Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас? (Мф.11:28), а апостол Павел писал в послании к евреям: ?Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих? (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.
Родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.