Главная страница
Сейчас в эфире 02:25

23:05

Джерело мистецтв

23:00

Молитва Небесним силам

22:30

╤лля Мечников. Герой ╕ мученик науки, сурдопереклад

22:05

Скельн╕ печери Галиц╕, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:25

Л╕топис. В╕длуння епох

21:15

Територ╕я добра

21:00

Л╕топис

20:30

Громадянська позиц╕я

20:20

Чужа в╕йна (Ю. Боднар)

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:30

Молитовне правило. Веч╕рн╕ молитви

19:20

Л╕топис

19:15

Територ╕я добра

19:00

Фрески церкви Спаса на Берестов╕

18:50

М. Лисенко Б'ють пороги

18:30

Церква ╕ сусп╕льство

18:10

Легенди грецьких остров╕в

18:05

Лавра Небесна

18:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

17:40

Окрилен╕ лиманами

17:00

Уроки богослов'я. Патролог╕я

16:50

Л╕топис

16:25

14- плюс

16:00

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

15:25

В╕ктор Глушков. Учений, який випередив час

15:15

Територ╕я добра

15:05

Л╕топис

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:50

С. Гулак-Артемовський. Ар╕я Андр╕я з опери Запорожець за Дуна╓м

14:00

Повертаючи любов

13:30

Музейн╕ хранител╕. Антична колекц╕я Ханенк╕в

13:00

Джерело мистецтв

12:50

Л╕топис

12:20

Пономар╕

12:15

Лавра Небесна

12:10

Територ╕я добра

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:55

Лавра Небесна

11:30

Скельн╕ печери Галиц╕

11:00

14- плюс

10:50

Л╕топис

10:20

Монастир╕ Укра╖ни. Кв╕тка прокв╕тлих печер, сурдопереклад

10:05

Окрилений Афон, сурдопереклад

10:00

Лавра Небесна, сурдопереклад

09:30

Будьте здоров╕!

09:25

Територ╕я добра

09:05

Православний в╕сник

09:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

08:30

14- плюс

08:05

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

Територ╕я добра

07:35

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:30

Дивосв╕т

07:20

Поводир

07:05

Л╕топис

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:55

Укра╖нськ╕ народн╕ п╕сн╕

06:35

Микола Л╓сков. Сила в╕ри

06:10

Йордан - р╕чка життя

06:05

Лавра Небесна

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:05

╤стор╕я шедевра. Микола Самокиш

05:00

Молитва Отче наш

04:40

Легенди грецьких остров╕в, сурдопереклад

04:00

М╕сце п╕д сонцем. ╤рина Черниченко. Л╕топис переселенця, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Монастир╕ Укра╖ни. Кв╕тка прокв╕тлих печер

02:35

Спадщина ╢лисея Плетенецького

02:00

Джерело мистецтв

01:40

Розкажи нам, вулице! Довга Нива

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Микола Подрезан. Планета Земля. Погляд з ╕нвал╕дного в╕зка

00:45

Фрески церкви Спаса на Берестов╕

00:40

Ансамбль Благов╕сть. Радуйтеся

00:25

Окрилений Афон

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

Князь Владимир: человек, который крестил Русь

28.07.2018

Крещение Руси: исторические факты Как стал хри?сти?а?ни?ном этот гру?бый и же?сто?кий языч?ник, при?но?сив?ший сво?им бо?гам кро?ва?вые жерт?вы? Что мог?ло при?влечь в крот?ком об?ра?зе Хри?ста на?силь?ни?ка и убий?цу, взяв?ше?го си?лой Ро?г?не?ду и убив?ше?го у нее же на гла?зах ее от?ца и бра?тьев? По ле?то?пи?сям мож?но вос?ста?но?вить толь?ко внеш?нюю кан?ву со?бы?тий. Как про?изо?шел внут?рен?ний пе?ре?во?рот в ду?ше кня?зя Вла?ди?ми?ра, до сих пор оста?ет?ся за?гад?кой.

Же?ле?зом и кро?вью

Князь Вла?ди?мир был неза?кон?но?рож?ден?ный. Он ро?дил?ся в 962 го?ду от свя?зи Свя?то?сла?ва Иго?ре?ви?ча с ключ?ни?цей Ма?лу?шей. Чтобы по?лу?чить то, что дру?гим до?ста?лось по пра?ву рож?де?ния, князь Вла?ди?мир дол?жен был сде?лать став?ку на же?сто?кость, из?во?рот?ли?вость, си?лу. Он и кня?зем-то стал слу?чай?но ? толь?ко бла?го?да?ря сво?е?му дя?де Доб?рыне, быв?ше?му во?е?во?дой у Свя?то?сла?ва. Доб?ры?ня пред?ло?жил кня?зю кан?ди?да?ту?ру Вла?ди?ми?ра для Нов?го?ро?да, ку?да ехать ни?кто из стар?ших сы?но?вей Свя?то?сла?ва не хо?тел. Стар?ший, Яро?полк, во?ца?рил?ся в Ки?е?ве, сред?ний, Олег, ? в Древ?лян?ской зем?ле, сам же Свя?то?слав из?брал сво?ей сто?ли?цей Пе?ре?я?с?ла?вец на Ду?нае в Бол?га?рии.

Од?на?ко в 977 го?ду по?за?рил?ся на зем?лю Вла?ди?ми?ра Яро?полк, толь?ко что умерт?вив?ший Оле?га (Свя?то?слав же по?гиб от рук пе?че?не?гов еще в 972 го?ду). 15-лет?ний Вла?ди?мир бе?жал за мо?ре к ва?ря?гам ? и это очень ха?рак?тер?но для то?гдаш?ней рус?ской эли?ты, ощу?щав?шей се?бя на?по?ло?ви?ну скан?ди?на?ва?ми. Воз?му?жав и за?ру?чив?шись их во?ен?ной под?держ?кой, Вла?ди?мир в 980 го?ду вер?нул?ся до?мой, от?во?е?вал Нов?го?род, за?хва?тил за?од?но По?лоцк вме?сте с Ро?г?не?дою, а за?тем и Ки?ев, устра?нив Яро?пол?ка.

Пре?по?доб?ный Нестор-ле?то?пи?сец сви?де?тель?ству?ет о Вла?ди?ми?ре, что ?был он нена?сы?тен в блу?де, при?во?дя к се?бе за?муж?них жен и рас?тляя де?виц?. У кня?зя Вла?ди?ми?ра бы?ло пять ?офи?ци?аль?ных? жен, а так?же мно?же?ство на?лож?ниц в раз?ных го?ро?дах.
Язы?че?ство древ?них ру?си?чей освя?ща?ло блуд, на?си?лие и вся?кое зло. Идо?лам при?но?си?лись че?ло?ве?че?ские жерт?вы. Князь Свя?то?слав в по?хо?де на Бол?га?рию пе?ред сра?же?ни?ем за До?ро?стол при?ка?зал убить мно?же?ство мла?ден?цев ? чтобы си?ла их чи?стых душ пе?ре?да?лась его во?и?нам. По?сле бит?вы Свя?то?слав умерт?вил всех плен?ни?ков ? для ис?куп?ле?ния их кро?вью пав?ших в бою со?пле?мен?ни?ков.

Князь Вла?ди?мир вполне со?от?вет?ство?вал иде?а?лу язы?че?ско?го пра?ви?те?ля, яв?ляв?ше?го?ся обыч?но у древ?них на?ро?дов и вер?хов?ным жре?цом. В 983 го?ду со?сто?ял?ся удач?ный по?ход Вла?ди?ми?ра про?тив ли?тов?цев-ят?вя?гов. Князь за?хо?тел от?бла?го?да?рить ?бо?гов?, при?не?ся им в жерт?ву непо?роч?но?го юно?шу. Вы?бор пал на сы?на ва?ря?га Фе?о?до?ра из Гре?че?ской зем?ли ? Иоан?на. Но ко?гда кня?же?ские по?слан?цы при?шли к от?цу, чтобы за?брать у него Иоан?на, тот ис?по?ве?до?вал се?бя хри?сти?а?ни?ном и не от?дал сво?е?го сы?на в жерт?ву ?бе?сам?. Вла?ди?мир страш?но раз?гне?вал?ся и при?ка?зал звер?ски умерт?вить Фе?о?до?ра и Иоан?на.

Стран?ная ис?то?рия

Неожи?дан?но через три го?да по?сле это?го Вла?ди?мир на?чи?на?ет при?ни?мать про?по?вед?ни?ков дру?гих вер: му?суль?ма?ни?на, хри?сти?а?ни?на рим?ско?го об?ря?да, иудея и гре?ка-пра?во?слав?но?го.
И вот здесь князь Вла?ди?мир пред?став?ля?ет?ся в ле?то?пи?си по?на?ча?лу ка?ким-то апа?тич?ным. У му?суль?ман ему нра?вит?ся мно?го?жен?ство, но он не при?ни?ма?ет их воз?дер?жа?ния от ви?на: ?На Ру?си ве?се?лие пи?ти, не мо?жет без то?го жи?ти?. От?верг?нув уче?ние пер?вых трех про?по?вед?ни?ков, Вла?ди?мир неожи?дан?но слу?ша?ет по?дроб?ную про?по?ведь гре?ка Фило?со?фа, а за?тем за?яв?ля?ет о сво?ем го?ря?чем же?ла?нии быть с пра?вед?ны?ми одес?ную на Страш?ном су?ди?ли?ще. И вдруг опять как-то вя?ло го?во?рит: ?По?до?жду еще немно?го?, ар?гу?мен?ти?руя тем, что на?до еще узнать о дру?гих ве?рах (как буд?то толь?ко что не узнал). Но в то же вре?мя дал гре?ку ?мно?гие да?ры и от?пу?стил его с че?стию ве?ли?кою?.

Стран?ная ис?то?рия. Как во?об?ще князь Вла?ди?мир, толь?ко что с яро?стью рас?пра?вив?ший?ся с хри?сти?а?на?ми, слу?ша?ет все эти, по его пред?став?ле?нию, сказ?ки, оскорб?ля?ю?щие его язы?че?ский опыт? Как мог?ли осме?лить?ся при?хо?дить к нему про?по?вед?ни?ки, зная его кру?той нрав?
Вы?вод мо?жет быть один: с кня?зем Вла?ди?ми?ром что-то про?изо?шло. Пре?по?доб?ный Нестор-ле?то?пи?сец пи?шет о том, что Гос?подь по?слал Вла?ди?ми?ру ?некое за?пя?тье? (?за?пя?тье? (слав.) ? неожи?дан?ная оста?нов?ка, пре?ткно?ве?ние на при?выч?ном пу?ти) ? ?чтобы он стал хри?сти?а?ни?ном, точ?но так же как Пла?ки?да в древ?но?сти?. Ев?ста?фий Пла?ки?да ? свя?той му?че?ник II ве?ка, пол?ко?во?дец. Пер?во?на?чаль?но был языч?ни?ком, но ми?ло?серд?ным и спра?вед?ли?вым. Од?на?жды во вре?мя охо?ты олень, за ко?то?рым гнал?ся Пла?ки?да, при?нял об?раз Хри?ста, и Гос?подь ска?зал Ев?ста?фию: ?Я Хри?стос, Ко?то?ро?го ты бо?го?тво?ришь, не зная это?го. Иди и при?ми кре?ще?ние?. Пре?по?доб?ный Нестор пи?шет: ?И так же слу?чи?лось с Вла?ди?ми?ром. Бог явил?ся ему, и он стал хри?сти?а?ни?ном?.
Как же Бог явил?ся кня?зю Вла?ди?ми?ру?
Из Свя?щен?но?го Пи?са?ния мы зна?ем, что Бог, Дух Свя?той, та?ин?ствен?но дей?ству?ет в му?че?ни?ках за ве?ру. В Еван?ге?лии от Лу?ки (12, 11-12) Гос?подь уве?ще?ва?ет апо?сто?лов: ?Ко?гда же при?ве?дут вас? к на?чаль?ствам и вла?стям, не за?боть?тесь, как или что от?ве?чать, или что го?во?рить, ибо Дух Свя?той на?учит вас в тот час, что долж?но го?во?рить?. Де?я?ния Апо?сто?лов в по?вест?во?ва?нии об уби?е?нии ар?хи?ди?а?ко?на Сте?фа?на (см. Де?ян. 6, 15; 7, 55), мно?же?ство жи?тий свя?тых рас?ска?зы?ва?ют о том, что са?ми му?чи?те?ли по?рой ощу?ща?ют или непо?сред?ствен?но ви?дят при?сут?ствие Бо?жие в стра?да?ни?ях свя?тых му?че?ни?ков. Ведь стра?да?ния их та?ин?ствен?но со?еди?ня?ют?ся со стра?да?ни?я?ми Са?мо?го Гос?по?да Иису?са Хри?ста, а их смерть ? с Его смер?тью и вос?кре?се?ни?ем.
Здесь мы склон?ны пред?по?ло?жить, что пре?по?доб?ный Нестор, го?во?ря о ?за?пя?тии? кня?зя Вла?ди?ми?ра, под?ра?зу?ме?вал, что Хри?стос та?ин?ствен?но от?крыл?ся кня?зю Вла?ди?ми?ру в стра?да?ни?ях Фе?о?до?ра и Иоан?на, на?ших пер?вых му?че?ни?ков. Яв?ле?ние Бо?жие все?гда да?ет че?ло?ве?ку по?чув?ство?вать ра?дость иной, на?сто?я?щей жиз?ни, ее пол?но?ту и си?лу. И вот князь Вла?ди?мир по?чув?ство?вал, что му?че?ни?ки со?еди?ня?ют?ся с этой ра?до?стью и си?лой, а он от нее со?вер?шен?но от?вер?жен и по?ги?ба?ет.

В этот мо?мент про?яви?лись и все опре?де?лив?ши?е?ся ра?нее пред?по?сыл?ки об?ра?ще?ния кня?зя Вла?ди?ми?ра: вли?я?ние его ба?буш?ки, свя?той кня?ги?ни Оль?ги, несколь?ких его жен-хри?сти?а?нок и дру?га дет?ства нор?веж?ско?го ко?нун?га Ола?ва, а вме?сте с тем его соб?ствен?ные угры?зе?ния со?ве?сти.
Ис?то?рия о нор?веж?ском кня?жи?че Ола?ве Триг?г?ва?соне ма?ло?из?вест?на. Мы узна?ем о ней из древ?не?ис?ланд?ской са?ги. Олав со сво?ей ма?те?рью скры?вал?ся в Нов?го?ро?де во вре?мя меж?до?усо?би?цы. По до?сти?же?нии со?вер?шен?но?ле?тия он по?сту?пил в дру?жи?ну Вла?ди?ми?ра. Но по?сле мно?гих лет во?ен?ных на?бе?гов в жиз?ни Ола?ва про?изо?шли пе?ре?ме?ны. Сам Гос?подь явил?ся ему, при?звал от?пра?вить?ся в Ви?зан?тию и при?нять Свя?тое кре?ще?ние. Ко?гда Олав ис?пол?нил это по?ве?ле?ние, он вер?нул?ся на Русь, чтобы при?об?щить к ве?ре Вла?ди?ми?ра. По?след?ний, со?глас?но са?ге, от?верг пред?ло?же?ние Ола?ва, тот уехал на ро?ди?ну и в 993-995 го?дах кре?стил свой на?род, став пер?вым ко?ро?лем Нор?ве?гии.

Все эти фак?то?ры по-сво?е?му зна?чи?тель?ны, но ес?ли бы не бы?ло ?за?пя?тия?, так бы и раз?мыш?лял князь Вла?ди?мир о них всю свою жизнь. По?сле же уби?е?ния Фе?о?до?ра и Иоан?на со?зда?лась па?ра?док?саль?ная си?ту?а?ция: князь Вла?ди?мир при?нял?ся ис?кать хри?сти?ан, чтобы по?боль?ше узнать от них об их ве?ре, о Хри?сте, хри?сти?ане же вся?че?ски пря?та?лись от него, про?дол?жая ви?деть в нем го?ни?те?ля.

Есте?ствен?но, по?сле ?за?пя?тия? князь Вла?ди?мир боль?ше не участ?во?вал в язы?че?ских об?ря?дах и жерт?во?при?но?ше?ни?ях, хо?тя стра?сти, как мы ви?де?ли, про?дол?жа?ли по?рой им вла?деть.
Охла?жде?ни?ем Вла?ди?ми?ра к язы?че?ству вос?поль?зо?ва?лись со?се?ди Ру?си, хо?тев?шие ви?деть силь?но?го рус?ско?го кня?зя сво?им дру?гом. Для это?го и бы?ли при?сла?ны ко Вла?ди?ми?ру раз?но?об?раз?ные про?по?вед?ни?ки. Но князь Вла?ди?мир их не слу?шал: Хри?стос уже от?крыл ему Се?бя.
За?нят?но то, что толь?ко гре?ки, ни?как не стра?дая от на?бе?гов Вла?ди?ми?ра, по всей ви?ди?мо?сти, не об?ра?ща?ли его. Во ис?пол?не?ние ста?тей до?го?во?ра 971 го?да о со?юз?ни?че?стве (за?клю?чен?но?го с Ви?зан?ти?ей Свя?то?сла?вом, от?цом Вла?ди?ми?ра) они хо?те?ли за?ру?чить?ся под?держ?кой рус?ских в борь?бе с мя?теж?ной Бол?га?ри?ей. Ви?зан?ти?ец Фило?соф, ско?рее все?го, при?был в Ки?ев в ка?че?стве свя?щен?ни?ка, со?про?вож?да?ю?ще?го ди?пло?ма?ти?че?скую мис?сию, и пе?ре?вод?чи?ка. Воз?мож?но, князь Вла?ди?мир сам на?сто?ял на этой бе?се?де: в те?че?ние трех лет он без?успеш?но ис?кал скры?вав?ших?ся от него хри?сти?ан, те?перь же хри?сти?ан?ский свя?щен?ник сам при?шел к нему! На?ко?нец-то князь Вла?ди?мир узнал все о Хри?сте и Еван?ге?лии. Од?на?ко он так и не кре?стит?ся. По?че?му?
Муд?рый Фило?соф мог удер?жать его, на?по?ми?ная, что необ?хо?ди?мо под?го?то?вить на?род, чтобы кре?ще?ние Вла?ди?ми?ра не вы?зва?ло сле?по?го под?ра?жа?ния ему ра?ди по?ли?ти?че?ской вы?го?ды или, на?обо?рот, не при?ве?ло к без?дум?но?му от?тор?же?нию. На?род дол?жен по?дроб?но узнать о ве?ре, и то?гда кня?зю бу?дет при?лич?нее окре?стить?ся вме?сте со все?ми. Од?на?ко еще один древ?ний пи?са?тель, жив?ший бли?же Несто?ра-ле?то?пис?ца ко вре?ме?ни со?бы?тий ? речь идет о мо?на?хе Иа?ко?ве, ? пи?шет в сво?ей ?Па?мя?ти и по?хва?ле рус?ско?му кня?зю Вла?ди?ми?ру?, что тот кре?стил?ся в 987 го?ду, то есть сра?зу по?сле про?по?ве?ди Фило?со?фа. Как это объ?яс?нить?

Князь Вла?ди?мир мог на?сто?ять на том, чтобы Фило?соф все-та?ки его кре?стил ? так ве?ли?ко бы?ло его же?ла?ние из?ба?вить?ся от гре?хов и быть вме?сте со Хри?стом. Фило?соф же на?шел, по всей ви?ди?мо?сти, сле?ду?ю?щее ре?ше?ние: он пред?ло?жил Вла?ди?ми?ру при?нять пер?вое или непол?ное кре?ще?ние ? так на?зы?ва?ли то?гда огла?ше?ние. Он объ?яс?нил, что при со?вер?ше?нии это?го чи?на из че?ло?ве?ка уже из?го?ня?ет?ся злой дух и огла?шен?ный ста?но?вит?ся ?но?во?из?бран?ным во?и?ном Хри?ста Бо?га на?ше?го?. В по?сле?ду?ю?щей уст?ной пе?ре?да?че со?бы?тие огла?ше?ния вполне мог?ло пре?вра?тить?ся в пол?ное кре?ще?ние, что и за?фик?си?ро?вал Иа?ков.

Да?лее князь Вла?ди?мир со?звал бо?яр сво?их и стар?цев град?ских (вы?бор?ных го?род?ских ста?рост) и рас?ска?зал им о по?слан?ни?ках, пред?ла?гав?ших при?нять ему каж?дый свою ве?ру. Вме?сте по?ста?но?ви?ли по?слать в зем?ли про?по?вед?ни?ков де?сять ?слав?ных и ум?ных? из?бран?ных му?жей, чтобы они по?смот?ре?ли, у ко?го из них ве?ра все-та?ки луч?ше.

По?ни?мал ли Вла?ди?мир, что рис?ку?ет: вдруг вы?бе?рут не Пра?во?сла?вие? Я ду?маю, что, зная рус?ско?го че?ло?ве?ка, князь Вла?ди?мир не со?мне?вал?ся, что из?бе?рут ве?ру гре?ков: он ведь чув?ство?вал, что она толь?ко од?на по-на?сто?я?ще?му пе?ре?да?ет при?сут?ствие Бо?га, от?крыв?ше?го?ся ему. И рус?ский че?ло?век по?чув?ству?ет это, как он в свое вре?мя по?чув?ство?вал. И дей?стви?тель?но, по?пав в 987 го?ду в Гре?цию, в храм Свя?той Со?фии в Кон?стан?ти?но?по?ле, рус?ские изу?ми?лись: ?Вве?ли нас ту?да, где слу?жат они Бо?гу сво?е?му, и не зна?ли ? на небе или на зем?ле мы: ибо нет на зем?ле та?ко?го зре?ли?ща и кра?со?ты та?кой, не зна?ем, как и рас?ска?зать об этом, ? зна?ем мы толь?ко, что пре?бы?ва?ет там Бог с людь?ми?.

Фольк?лор?ные и эт?но?гра?фи?че?ские ис?сле?до?ва?ния сви?де?тель?ству?ют о том, что рус?ские лю?ди до кре?ще?ния ве?ри?ли в су?ще?ство?ва?ние счаст?ли?во?го цар?ства, в ко?то?ром нет го?ря и нуж?ды, где цар?ству?ет прав?да. По?сле по?се?ще?ния Кон?стан?ти?но?по?ля мно?гие уве?ро?ва?ли в то, что счаст?ли?вое цар?ство най?де?но. Весть об этом об?ле?те?ла все ве?си Рус?ской зем?ли и сыг?ра?ла роль свое?об?раз?но?го огла?ше?ния.

Рас?чет и страсть

Меж?ду тем, по?ка де?сять рус?ских му?жей бы?ли в Кон?стан?ти?но?по?ле, в им?пе?рии про?изо?шли но?вые за?го?во?ры и мя?те?жи. На Во?сто?ке объ?явил?ся дав?ний враг цар?ству?ю?щих им?пе?ра?то?ров Ва?си?лия и Кон?стан?ти?на Вар?да Склир. Под угро?зой ока?зы?ва?лось са?мо су?ще?ство?ва?ние хри?сти?ан?ской им?пе?рии. Од?на ар?мия ви?зан?тий?цев раз?гром?ле?на бол?га?ра?ми, дру?гая пе?ре?шла на сто?ро?ну мя?теж?ни?ков. Един?ствен?ная на?деж?да ? на кня?зя Вла?ди?ми?ра.

Об?рат?но в Ки?ев в сроч?ном по?ряд?ке от?прав?ля?ет?ся по?соль?ство во гла?ве с мит?ро?по?ли?том Фе?о?фи?лак?том. Ему уда?ет?ся до?го?во?рить?ся с Вла?ди?ми?ром о по?мо?щи. Но Вла?ди?мир про?сит ру?ку цар?ской сест?ры Ан?ны. По?род?нив?шись с им?пе?ра?то?ра?ми, Вла?ди?мир пла?ни?ру?ет вве?сти свою стра?ну в се?мью ци?ви?ли?зо?ван?ных на?ро?дов.

Фе?о?фи?лакт пы?та?ет?ся вра?зу?мить Вла?ди?ми?ра, го?во?ря о том, что для него брак с ца?рев?ной невоз?мо?жен, ведь он языч?ник. И вдруг с ужа?сом узна?ет, что Вла?ди?мир уже дав?но при?нял огла?ше?ние и го?тов кре?стить?ся хоть сей?час. Скре?пя серд?це Фе?о?фи?лакт за?клю?ча?ет во?ен?ное со?гла?ше?ние, по ко?то?ро?му рус?ский князь обя?зы?ва?ет?ся по?мочь в борь?бе с мя?теж?ни?ка?ми, а гре?че?ская сто?ро?на ? вы?дать за него неве?сту цар?ско?го ро?да.

Ше?сти?ты?сяч?ный от?ряд рус?ских во?и?нов от?прав?ля?ет?ся в Гре?цию (мы зна?ем об этом от ар?мян?ско?го ле?то?пис?ца Асо?хи?ка). В те?че?ние 988-989 го?дов они раз?би?ва?ют мя?теж?ни?ков. Русь спа?са?ет Ви?зан?тию от ги?бе?ли.

По?ка же до раз?гро?ма мя?теж?ни?ков еще да?ле?ко, Вла?ди?мир, по сви?де?тель?ству мо?на?ха Иа?ко?ва, едет к по?ро?гам Дне?пра встре?чать обе?щан?ную Фе?о?фи?лак?том неве?сту и? не на?хо?дит ее. Ар?мян?ская ле?то?пись утвер?жда?ет, что Фе?о?фи?лакт при?во?зит ?под?лож?ную неве?сту? (по всей ви?ди?мо?сти, ак?три?су), Вла?ди?мир рас?по?зна?ет об?ман и уби?ва?ет его. Неко?то?рые фак?ты за?став?ля?ют нас счи?тать, что Фе?о?фи?лак?та про?сто аре?сто?вы?ва?ют (а впо?след?ствии он бу?дет пер?вым рус?ским мит?ро?по?ли?том).

Но так или ина?че ве?ро?лом?ные дей?ствия гре?ков при?во?дят Вла?ди?ми?ра в ярость, он за?бы?ва?ет о том, что он по?чти хри?сти?а?нин и за?хва?ты?ва?ет бли?жай?ший гре?че?ский го?род ? Хер?со?нес (по-сла?вян?ски ? Кор?сунь), от?ку?да по?сы?ла?ет уль?ти?ма?тум гре?кам. Вла?ди?мир тре?бу?ет от?дать за него цар?скую сест?ру, ина?че он под?вергнет Кон?стан?ти?но?поль ра?зо?ре?нию. Ца?ри от?ве?ча?ли, что мо?гут вы?дать сест?ру толь?ко за хри?сти?а?ни?на. Вла?ди?мир со?об?ща?ет о сво?ей го?тов?но?сти кре?стить?ся.
Гре?ки вы?нуж?де?ны пой?ти на по?пят?ную. Они при?сы?ла?ют не пом?ня?щую се?бя от го?ря Ан?ну. Толь?ко же?ла?ние по?мочь ро?дине за?ставля?ет ее ре?шить?ся на по?зор?ное, с точ?ки зре?ния гре?ков, за?му?же?ство. Же?лая скрыть этот по?зор, все гре?че?ские ле?то?пи?си то?го вре?ме?ни хра?нят пол?ное мол?ча?ние о кре?ще?нии кня?зя Вла?ди?ми?ра и о кре?ще?нии Ру?си. Лишь толь?ко бо?лее позд?ние ис?точ?ни?ки на?чи?на?ют го?во?рить об этих со?бы?ти?ях.

Неожи?дан?но в мо?мент при?ез?да неве?сты князь Вла?ди?мир слепнет. Ле?то?пи?сец счи?та?ет это ?Бо?жи?им стро?е?ньем?. Да, как по?ли?тик и го?судар?ствен?ный муж князь Вла?ди?мир ока?зал?ся на вы?со?те: он пе?ре?иг?рал хит?рых гре?ков. Но как хри?сти?а?нин он не со?сто?ял?ся, от?дав?шись чув?ству ме?сти, он сно?ва по?гру?зил?ся в пу?чи?ну стра?стей. Не кто иной, как ца?рев?на Ан?на, со?ве?ту?ет ему в этот мо?мент по?ка?ять?ся и кре?стить?ся. Князь сле?ду?ет ее со?ве?ту, нис?хо?дит в кре?щаль?ную ку?пель и ис?це?ля?ет?ся. Уви?дев это, кре?сти?лись мно?гие из его дру?жин?ни?ков.

Вме?сте с ис?це?ле?ни?ем те?ла про?ис?хо?дит ис?це?ле?ние ду?ши. Даль?ней?шая жизнь кня?зя по?ка?зы?ва?ет нам, что из ку?пе?ли вы?хо?дит со?всем дру?гой че?ло?век.

Слу?га ни?щим

Два?дцать пять лет хри?сти?ан?ско?го прав?ле?ния Вла?ди?ми?ра на?дол?го за?пом?ни?лись на?ше?му на?ро?ду. Труд?но при?звать к свя?то?сти це?лый на?род, но князь Вла?ди?мир по?пы?тал?ся это сде?лать: не по?сред?ством кра?си?вых слов или при?нуж?де?ния, но лич?ным при?ме?ром. Он по?пы?тал?ся дать по?чув?ство?вать лю?дям си?лу хри?сти?ан?ской люб?ви.

Князь Вла?ди?мир по?ста?вил сво?ей це?лью уто?лить вся?кую нуж?ду по всей зем?ле Рус?ской. Каж?дое вос?кре?се?нье он устра?и?вал в сво?ем двор?це ? там, где рань?ше шум?но пи?ро?ва?ла дру?жи?на, ? пи?ры для ни?щих и нуж?да?ю?щих?ся. Пре?да?ние го?во?рит о том, что князь сам при?слу?жи?вал на та?ких пи?рах. Всем ни?щим и убо?гим Вла?ди?мир по?ве?лел при?хо?дить к нему на двор в лю?бое вре?мя, чтобы кор?мить?ся, оде?вать?ся и про?сто от?ды?хать. По Ки?е?ву ез?ди?ли те?ле?ги с про?ви?зи?ей. При?став?лен?ные к ним го?су?да?ре?вы слу?ги хо?ди?ли по дво?рам и справ?ля?лись, кто еще остал?ся не на?корм?лен, нет ли боль?ных, немощ?ных, ко?то?рые са?ми не мо?гут до?брать?ся до кня?жье?го дво?ра.

И по всей Ру?си рас?сы?лал князь Вла?ди?мир раз?лич?ную ми?ло?сты?ню. Все си?лы и все сред?ства го?судар?ствен?ной каз?ны князь Вла?ди?мир упо?треб?лял на то, чтобы по?ка?зать, что у рус?ско?го пра?во?слав?но?го на?ро?да ?од?но серд?це и од?на ду?ша?, ?все об?щее?, как об этом го?во?рит?ся в Де?я?ни?ях Апо?столь?ских о жиз?ни пер?вых хри?сти?ан (см. Де?ян. 2, 44; 4, 32).
В на?род?ной па?мя?ти князь Вла?ди?мир остал?ся Вла?ди?ми?ром Крас?ное Сол?ныш?ко. Это го?во?рит о том, что его го?ря?чий при?зыв к ми?ло?сер?дию и люб?ви, к свя?то?сти на ос?но?ва?нии лич?но?го при?ме?ра был вос?при?нят на?ро?дом.

Автор: свя?щен?ник Ва?си?лий Се?ка?чев

Читайте также о Крещении Руси: