Главная страница
Сейчас в эфире 16:22

23:25

М╕сце п╕д сонцем. Владислав Голов╕н. Чолов╕кам - бути!

23:05

Будьте здоров╕!

23:00

Молитва Небесним силам

22:25

Розкажи нам, вулице! ╤нститутська, сурдопереклад

22:05

Православний в╕сник, сурдопереклад

22:00

Молитва Ангелу-Хранителю

21:25

Джерело мистецтв

21:20

Про пота╓мне (А. Франк)

21:15

Територ╕я добра

21:00

Л╕топис

20:25

Земля запов╕дна. Нац╕ональний природний парк Пирятинський

20:15

Дивосв╕т

20:00

Добре слово ╕ Веч╕р у Шишкиному л╕с╕

19:50

Фестиваль л╕тург╕йно╖ музики Через стол╕ття та кра╖ни

19:20

Иордания. Путь к небу

19:10

Л╕топис

19:00

Територ╕я добра

18:50

Автограф. Горизонти душ╕ Олега Ольжича

18:15

Л╕топис. В╕длуння епох

18:10

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

18:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

17:40

Окрилений Афон

17:00

Уроки богослов'я. Патролог╕я

16:50

Л╕топис

16:35

Територ╕я добра

16:25

Дивосв╕т

16:00

Добре слово ╕ День у Шишкиному л╕с╕

15:45

Чужа в╕йна (Г. Росенко)

15:15

Камо грядеши

15:05

Л╕топис

15:00

Молитва про примноження любов╕

14:50

Духовн╕ п╕сн╕. О. Гречан╕нов Сугуба ╓ктен╕я

14:40

Територ╕я добра

14:25

Чужа в╕йна (В. Андр╕╓вський)

14:00

14- плюс

13:20

М╕сце п╕д сонцем. Джерела для спраглих п╕сень

13:00

Легенди грецьких остров╕в

12:50

Л╕топис

12:30

Твори. Живи. Люби

12:20

Було мен╕ наснився В╕день. Бельведер

12:10

Територ╕я добра

12:05

╢вангел╕╓ на кожен день та думки святих отц╕в

12:00

Молитва преподобного Парфен╕я Ки╖вського

11:30

14- плюс

11:00

Джерело мистецтв

10:50

Л╕топис

10:05

Розкажи нам, вулице! Заньковецько╖, сурдопереклад

10:00

Лавра Небесна, сурдопереклад

09:45

В'язн╕ нацизму 1941-1945 (Карпенко)

09:35

Територ╕я добра

09:05

Громадянська позиц╕я

09:00

Молитва за мир в Укра╖н╕

08:35

14- плюс

08:30

Ансамбль Благов╕сть. Хвал╕те ╕м'я Господн╓

08:05

Молитовне правило. Ранков╕ молитви

08:00

Молитва Богородиц╕

07:50

П╕сня Богородиц╕

07:35

Добре слово ╕ Ранок у Шишкиному л╕с╕

07:30

Дивосв╕т

07:20

М╕ст через стол╕ття. Хрест Марка Печерника

07:05

Л╕топис

07:00

Молитва перед початком добро╖ справи

06:05

З ╕стор╕й про в╕ру. Ки╓во-Печерська Лавра. Патерик

06:00

Молитва Оптинських старц╕в

05:30

Монастир╕ Укра╖ни. Загадки Груш╕вського монастиря

05:05

Спадщина ╢лисея Плетенецького

05:00

Молитва Отче наш

04:40

╤з присмаком полину

04:00

М╕сце п╕д сонцем. Голос за кадром: Н╕на Касторф, сурдопереклад

03:30

Под╕я. Митець. Глядач

03:00

Пономар╕

02:25

Дол╕ барвист╕ дор╕жки. Валентина Ткач та ╖╖ династ╕я

02:00

Джерело мистецтв

01:40

З ╕стор╕й про в╕ру. Собор Ки╓во-Печерських святих

01:00

М╕сце п╕д сонцем. Регент Олена Ма╓ва

00:35

Окрилен╕ лиманами

00:25

Голос, який завжди з тобою. В. Лук'янець. Ангел (С. Франк)

00:00

Будьте здоров╕!

Последние новости

6-я седмица Великого поста ? седмица Ваий

17.04.2019

 Неде?ля ва?ий по?свя?ще?на вос?по?ми?на?нию тор?же?ствен?но?го Вхо?да Гос?под?ня во Иеру?са?лим, ку?да Он шел для стра?да?ний и Крест?ной смер?ти. Это со?бы?тие опи?са?но все?ми еван?ге?ли?ста?ми: Мф.21,1-11; Мк.11,1-11; Лк.19,29-44; Ин.12,12-19. Этот празд?ник на?зы?ва?ет?ся Неде?лей ва?ий (вет?вей), Неде?лей цве?то?нос?ной, а в про?сто?ре?чии у народа так?же Верб?ным вос?кре?се?ньем от обы?чая освя?щать в этот день паль?мо?вые вет?ви, за?ме?ня?е?мые у нас вер?ба?ми.

На?ча?ло празд?ни?ка вос?хо?дит к глу?бо?кой древ?но?сти. Пер?вое ука?за?ние на празд?ник ? в III ве?ке при?над?ле?жит свя?то?му Ме?фо?дию, епи?ско?пу Па?тар?ско?му (? 312), оста?вив?ше?му по?уче?ние на этот день. В IV ве?ке празд?ник, как сви?де?тель?ству?ет свя?той Епи?фа?ний Кипр?ский, со?вер?шал?ся весь?ма тор?же?ствен?но. Мно?гие из свя?тых от?цов IV в. оста?ви?ли свои по?уче?ния на этот празд?ник. В VII?IX вв. свя?тые Ан?дрей Крит?ский, Кос?ма Ма?и?ум?ский, Иоанн Да?мас?кин, Фе?о?дор и Иосиф Сту?ди?ты, а так?же им?пе?ра?тор ви?зан?тий?ский Лев Фило?соф, Фе?о?фан и Ни?ки?фор Ксан?фо?пул про?сла?ви?ли празд?ник пес?но?пе?ни?я?ми, ко?то?рые и ныне по?ет Пра?во?слав?ная Цер?ковь.

Празд?ник Вхо?да Гос?под?ня в Иеру?са?лим при?над?ле?жит к дву?на?де?ся?тым празд?ни?кам, но не име?ет ни пред?праздн?ства ни по?праздн?ства, так как окру?жен дня?ми по?ста Че?ты?ре?де?сят?ни?цы и Страст?ной сед?ми?цы. Од?на?ко, хо?тя он и не име?ет дней пред?праздн?ства, по?доб?но дру?гим дву?на?де?ся?тым празд?ни?кам, бо?го?слу?же?ние всей преды?ду?щей сед?ми?цы, на?чи?ная с по?не?дель?ни?ка, во мно?гих сти?хи?рах и тро?па?рях по?свя?ще?но со?бы?тию вхо?да Гос?по?да в Иеру?са?лим.

В пят?ни?цу 6-й сед?ми?цы окан?чи?ва?ет?ся св. Че?ты?ре?де?сят?ни?ца. В этот день на ве?чер?ни, со?еди?ня?е?мой с ли?тур?ги?ей Пре?ждео?свя?щен?ных Да?ров, в од?ной из сти?хир на ?Гос?по?ди воз?звах? по?ет?ся: ?Ду?ше?по?лез?ную со?вер?шив?ше Че?ты?ре?де?сят?ни?цу, и свя?тую сед?ми?цу стра?сти Твоя про?сим ви?де?ти, Че?ло?ве?ко?люб?че, еже про?сла?ви?ти в ней ве?ли?чия Твоя, и неиз?ре?чен?ное нас ра?ди смот?ре?ние (до?мо?стро?и?тель?ство) Твое?.

Ве?че?ром в пят?ни?цу ? ве?ли?кое по?ве?че?рие.

В суб?бо?ту сед?ми?цы Ва?ий Цер?ковь вос?по?ми?на?ет чу?до вос?кре?ше?ния Ла?за?ря, по?это?му суб?бо?та на?зы?ва?ет?ся Ла?зо?ре?вой. Вос?кре?ше?ние Ла?за?ря Цер?ковь про?слав?ля?ет как до?ка?за?тель?ство Бо?же?ствен?ной си?лы Иису?са Хри?ста и как удо?сто?ве?ре?ние в вос?кре?се?нии Хри?ста и в об?щем вос?кре?се?нии всех умер?ших, что и вы?ра?жа?ет?ся в тро?па?ре празд?ни?ка (глас 1-й): ?Об?щее вос?кре?се?ние преж?де Тво?ея стра?сти уве?ряя, (т.е. удо?сто?ве?ряя), из мерт?вых воз?двигл еси Ла?за?ря, Хри?сте Бо?же. Тем?же и мы, яко от?ро?цы (ев?рей?ские) по?бе?ды зна?ме?ния но?ся?ще. Те?бе по?бе?ди?те?лю смер?ти во?пи?ем: осан?на в выш?них, бла?го?сло?вен гря?дый во имя Гос?подне?.

Ла?за?ре?ва суб?бо?та и Верб?ное вос?кре?се?нье слу?жат пе?ре?хо?дом от Че?ты?ре?де?сят?ни?цы к Страст?ной сед?ми?це.

Ла?за?ре?ва Суб?бо?та. Неде?ля Ва?ий

Страст?ная и Пас?халь?ная сед?ми?цы об?ра?зу?ют центр бо?го?слу?жеб?но?го го?да. Они яв?ля?ют?ся тем вре?ме?нем в жиз?ни Церк?ви, ко?то?рое пред?ва?ря?ет?ся дол?гой и се?рьез?ной под?го?тов?кой ? Ве?ли?ким по?стом. По?след?няя, 6 сед?ми?ца Ве?ли?ко?го по?ста име?ет осо?бое на?зва?ние ? ?сед?ми?ца ва?ий?. Все дни ее от по?не?дель?ни?ка до пят?ни?цы име?ют та?кое опре?де?ле?ние: ?по?не?дель?ник ва?ий?, ?втор?ник ва?ий? и т.д. Эта сед?ми?ца по сво?е?му устро?е?нию, по со?дер?жа?нию бо?го?слу?же?ния ока?зы?ва?ет?ся устрем?лен?ной к Неде?ле ва?ий, или к то?му празд?ни?ку, ко?то?рый мы при?выч?но на?зы?ва?ем ?Вхо?дом Гос?под?ним в Иеру?са?лим?.

Бо?го?слу?же?ние этих дней от?кры?ва?ет пе?ред на?ми важ?ный прин?цип цер?ков?но?го Уста?ва. Уча?стие в цер?ков?ном бо?го?слу?же?нии не яв?ля?ет?ся про?сто вос?по?ми?на?ни?ем про?шед?ших со?бы?тий или со?зер?ца?ни?ем бо?го?слов?ских идей ? все в устро?е?нии бо?го?слу?же?ния на?прав?ле?но на то, чтобы со?бы?тия, вос?по?ми?на?е?мые и празд?ну?е?мые Цер?ко?вью, бы?ли на?ми пе?ре?жи?ты по су?ще?ству, ста?ли фак?том на?шей жиз?ни, чтобы мы во?шли в ту ре?аль?ность, в ко?то?рую Цер?ковь нас стре?мит?ся вве?сти. До?сти?га?ет?ся это раз?ны?ми спо?со?ба?ми, а в сед?ми?цу ва?ий в те?че?ние 5 дней зву?чат пес?но?пе?ния, ко?то?рые за?став?ля?ют нас на?пря?жен?но ждать со?бы?тий кон?ца сед?ми?цы.

Эта сед?ми?ца долж?на при?ве?сти нас к двум осо?бен?ным празд?ни?кам ? суб?бо?те Ла?за?ре?вой и Неде?ле ва?ий. В суб?бо?ту Ла?за?ре?ву празд?ну?ет?ся вос?кре?ше?ние пра?вед?но?го Ла?за?ря. Мы пом?ним, что Гос?подь вос?кре?сил че?ты?рех?днев?но?го мерт?ве?ца (Ин.11,1-45). Он знал, что Ла?зарь бо?лел и умер, и, тем не ме?нее, слов?но на?роч?но мед?лил и не при?хо?дил в Вифа?нию, хо?тя дом пра?вед?ных Мар?фы и Ма?рии и их бра?та Ла?за?ря был тем до?мом, ко?то?рый, по-ви?ди?мо?му, Гос?подь ча?сто по?се?щал. И вот, зная о бо?лез?ни Ла?за?ря, его смер?ти и по?гре?бе?нии, Гос?подь при?шел, ко?гда тот уже 4 дня ле?жал во гро?бе. Все это пе?ре?жи?ва?ет?ся и яв?ля?ет?ся в бо?го?слу?же?нии. Упо?ми?на?ния об этом есть в бо?го?слу?жеб?ных текстах уже с пер?вых дней сед?ми?цы: ?Вче?ра и днесь бо?лезнь Ла?за?ре?ва, сию бо Хри?сту яв?ля?ют срод?ни?цы?? ? вче?ра и се?го?дня уже бо?ле?ет Ла?зарь, и Хри?стос об этом зна?ет, по?то?му что ему со?об?щи?ли род?ствен?ни?ки. Та?ким об?ра?зом, нас не про?сто ин?фор?ми?ру?ют, а во?вле?ка?ют в ход со?бы?тий. В сре?ду мы слы?шим: ?Днесь изд?ше Ла?зарь?, ? се?го?дня умер Ла?зарь. И на?ко?нец: ?Днесь Ла?зарь уме?рый по?гре?ба?ет?ся?? ? вот уже по?ла?га?ет?ся во гроб. Та?ким об?ра?зом, про?сле?жи?ва?ют?ся все эта?пы, пред?ше?ству?ю?щее это?му ве?ли?ко?му чу?ду. А мы вме?сте с сест?ра?ми Ла?за?ря на?хо?дим?ся в ожи?да?нии Гос?по?да и недо?уме?ва?ем, по?че?му же Он не при?хо?дит. Эта сед?ми?ца ста?но?вит?ся пу?тем, ве?ду?щим к дню вос?кре?ше?ния Ла?за?ря.

Страст?ную сед?ми?цу и пред?ше?ству?ю?щие ей празд?ни?ки ? Неде?лю ва?ий и суб?бо?ту Ла?за?ре?ву ? нуж?но от?ли?чать от Ве?ли?ко?го по?ста. Свя?тая Че?ты?ре?де?сят?ни?ца ? это вре?мя под?го?тов?ки, а Страст?ная ? это уже не пост, а цель по?ста, то, к че?му мы го?то?ви?лись, и в чем мы долж?ны, под?го?то?вив?шись и по?тру?див?шись в ме?ру сво?их сил, участ?во?вать. В пя?ток ва?ий несколь?ко раз по?ет?ся та?кой текст: ?Ду?ше?по?лез?ную со?вер?шив?ше че?ты?ре?де?сят?ни?цу?? т.е. уже окон?чив вре?мя св. Че?ты?ре?де?сят?ни?цы, ко?то?рая долж?на бы?ла при?не?сти поль?зу ду?ше, ?? и Свя?тую сед?ми?цу стра?сти Тво?ея про?сим ви?де?ти, Че?ло?ве?ко?люб?че?. В пят?ни?цу на сед?ми?це ва?ий св. Че?ты?ре?де?сят?ни?ца кон?ча?ет?ся; мы уже сто?им в пред?две?рии Страст?ной сед?ми?цы.

В Ве?ли?ком По?сту 6 сед?миц, но суб?бо?ты и вос?кре?се?нья не яв?ля?ют?ся пост?ны?ми дня?ми ? не в том смыс?ле, что от?ме?ня?ет?ся те?лес?ное воз?дер?жа?ние, а в том, что устро?е?ние бо?го?слу?же?ния со?всем дру?гое: в суб?бо?ту и вос?кре?се?нье со?вер?ша?ет?ся пол?ная ли?тур?гия, со?вер?ша?ет?ся Та?ин?ство Ев?ха?ри?стии. Что ка?са?ет?ся еды, то в суб?бо?ту и вос?кре?се?нье все?гда ослаб?ле?ние по?ста на елей, и та?ким об?ра?зом суб?бо?та и вос?кре?се?нье не вхо?дят в чис?ло дней св. Че?ты?ре?де?сят?ни?цы. Итак, 6 сед?миц и в каж?дой по 5 дней, все?го по?лу?ча?ет?ся 30 пост?ных дней, а ведь мы го?во?рим о св. Че?ты?ре?де?сят?ни?це. Здесь на?до ска?зать, что идея пред?пас?халь?но?го по?ста су?ще?ству?ет с древ?ней?ших вре?мен и яв?ля?ет?ся апо?столь?ским уста?нов?ле?ни?ем, од?на?ко ис?чис?ле?ние дней св. Че?ты?ре?де?сят?ни?цы пре?тер?пе?ло очень зна?чи?тель?ные из?ме?не?ния. Так, на Пра?во?слав?ном Во?сто?ке до IX ве?ка не бы?ло един?ства в опре?де?ле?нии пе?ри?о?да св. Че?ты?ре?де?сят?ни?цы. По?нят?но, по?че?му Че?ты?ре?де?сят?ни?ца но?сит та?кое на?зва?ние ? ведь свв. От?цы по?ста?но?ви?ли упо?до?бить свой пост по?сту Гос?по?да, Ко?то?рый 40 дней пре?бы?вал в пу?стыне, но вот устро?е?ние это?го по?ста ока?за?лось до?воль?но труд?ным. Пред?пас?халь?ный пе?ри?од мог со?сто?ять как из 7, так и из 8 сед?миц: от на?ча?ла По?ста до дня Пас?хи мог?ло быть как семь, так и во?семь недель. На?ша сыр?ная сед?ми?ца (как мы зна?ем, за?го?ве?нье на мя?со про?ис?хо?дит уже за неде?лю до по?ста) от?ме?че?на мно?ги?ми чер?та?ми ве?ли?ко?пост?но?го бо?го?слу?же?ния и яв?ля?ет?ся по?лу?пост?ной сед?ми?цей. Это и есть оста?ток то?го вось?ми?не?дель?но?го пред?пас?халь?но?го по?ста, ко?то?рый су?ще?ство?вал на Во?сто?ке. Про?дол?жи?тель?ность его ва?рьи?ро?ва?лась по?то?му, что по?сто?ян?но стре?ми?лись при?ве?сти чис?ло дней по?ста к 40 дням. Но осу?ще?ствить это в пол?ной ме?ре так и не уда?лось: несмот?ря на все по?пыт?ки при?ве?сти чис?ло пост?ных дней к 40, это уда?ет?ся лишь це?ной неко?то?рых на?тя?жек и вы?гля?дит несколь?ко на?ду?ман?но.

Суб?бо?та Ла?за?ре?ва по сво?е?му бо?го?слу?жеб?но?му устро?е?нию яв?ля?ет?ся со?вер?шен?но осо?бен?ным, ни на что не по?хо?жим днем. На?ка?нуне в пят?ни?цу, как и во все пят?ни?цы Ве?ли?ко?го по?ста, со?вер?ша?ет?ся ли?тур?гия Пре?ждео?свя?щен?ных Да?ров. По?сколь?ку эта ли?тур?гия все?гда слу?жит?ся на ве?черне, на?чи?на?ет?ся ве?чер?ней, суб?бо?та Ла?за?ре?ва на?чи?на?ет?ся уже в пя?ток ве?че?ра. На при?хо?дах Пре?ждео?свя?щен?ную слу?жат в пят?ни?цу с утра, и это уже яв?ля?ет?ся на?ча?лом бо?го?слу?жеб?но?го дня Ла?за?ре?вой суб?бо?ты. С это?го дня от?ла?га?ет?ся бо?го?слу?же?ние по Ми?нее до по?не?дель?ни?ка Фо?ми?ной сед?ми?цы. Лег?ко по?нять, что это не яв?ля?ет?ся ка?ким-то фор?маль?ным уста?нов?ле?ни?ем, а в этом за?клю?че?но ука?за?ние на то, что ни?ка?кое про?слав?ле?ние свя?тых сей?час уже неумест?но ? на?сту?пил та?кой пе?ри?од, ко?гда все со?сре?до?то?че?но на од?ном, по?это?му все бо?го?слу?же?ние в этот пе?ри?од осу?ществ?ля?ет?ся толь?ко по Три?о?ди. Ис?клю?че?ние со?став?ля?ет празд?ник Бла?го?ве?ще?ния Пре?свя?той Бо?го?ро?ди?цы, ко?то?рый обя?за?тель?но празд?ну?ет?ся, на ка?кой бы день Страст?ной или Свет?лой сед?ми?цы он ни при?шел?ся в этом го?ду.

Суб?бо?та Ла?за?ре?ва и сле?ду?ю?щая за ней Неде?ля ва?ий до неко?то?рой сте?пе?ни яв?ля?ют?ся еди?ным празд?ни?ком: они име?ют об?щий тро?парь, по?свя?щен?ный со?бы?ти?ям этих двух дней. Кро?ме то?го, неко?то?рые ча?сти вос?крес?но?го бо?го?слу?же?ния, ко?то?рое невоз?мож?но со?вер?шать в Неде?лю ва?ий, т.к. это Гос?под?ский дву?на?де?ся?тый празд?ник, пе?ре?не?се?ны на суб?бо?ту.

Итак, утре?ня, со?вер?ша?е?мая в суб?бо?ту Ла?за?ре?ву, со?дер?жит несколь?ко вос?крес?ных тек?стов ? тех, ко?то?рые при обыч?ном по?ряд?ке бо?го?слу?же?ния по?ют?ся толь?ко в вос?крес?ный день и яв?ля?ют?ся непре?мен?ной ча?стью вос?крес?но?го все?нощ?но?го бде?ния. Так, по?сле 17 ка?физ?мы по?ют?ся зна?ко?мые вос?крес?ные тро?па?ри по Непо?роч?нех Ан?гель?ский со?бор уди?ви?ся. Но что еще бо?лее уди?ви?тель?но ? в Ла?за?ре?ву суб?бо?ту по?ет?ся Вос?кре?се?ние Хри?сто?во ви?дев?ше ? тот текст, ко?то?рый мы по?ем толь?ко по вос?крес?ным дням и в пе?ри?од празд?но?ва?ния Пас?хи. Суб?бо?та Ла?за?ре?ва ? это день, ко?гда мы уве?ря?ем?ся во все?об?щем вос?кре?се?нии ?преж?де стра?стей? Хри?сто?вых, и еще преж?де Его вос?ста?ния ви?дим Вос?кре?се?ние Хри?сто?во в вос?кре?ше?нии Ла?за?ря. По?сле пе?ния ка?но?на воз?гла?ша?ют?ся сти?хи ?Свят Гос?подь Бог наш? ? это текст вос?крес?ной служ?бы. Хва?лит?ные сти?хи?ры по?ют?ся на 8, как в неде?лю, а их Бо?го?ро?ди?чен ?Пре?бла?го?сло?вен?на еси, Бо?го?ро?ди?це Де?во?? взят из вос?крес?ной служ?бы. За пред?пи?са?ни?я?ми Уста?ва сто?ит стрем?ле?ние явить нам со?дер?жа?ние со?бы?тия и его ис?тин?ный смысл. Служ?ба яв?ля?ет?ся по су?ти вос?крес?ной, и Ла?за?ре?ва суб?бо?та пред?вос?хи?ща?ет ра?дость Пас?хи. Бо?го?слу?жеб?ные тек?сты недву?смыс?лен?но сви?де?тель?ству?ют о вос?крес?ном ха?рак?те?ре бо?го?слу?же?ния это?го дня.

В ек?са?по?сти?ла?рии это?го дня, чи?та?е?мом на Сла?ву, и ныне зву?чат сло?ва ап. Пав?ла (1Кор.15,55), ко?то?рые мы ско?ро услы?шим в ли?ку?ю?щем Пас?халь?ном сло?ве Иоан?на Зла?то?уста: ?Ла?за?рем тя Хри?стос уже раз?ру?ша?ет, смер?те, и где твоя, аде, по?бе?да? Вифа?нии плач ныне на те?бе про?став?ля?ет?ся; вси вет?ви по?бе?ды То?му при?не?сем?. Этот текст яв?ля?ет нам един?ство Ла?за?ре?вой суб?бо?ты и Пас?хи, Ла?за?ре?вой суб?бо?ты и Неде?ли ва?ий.

На?по?ми?ная нам внеш?нюю кан?ву со?бы?тий, бо?го?слу?жеб?ные тек?сты вскры?ва?ют их глу?бин?ный бо?го?слов?ский смысл. Неко?то?рые оста?нав?ли?ва?ют?ся на сви?де?тель?стве о двух при?ро?дах Хри?ста ? че?ло?ве?че?ской и Бо?же?ствен?ной. Так, си?нак?сарь пред?ва?ря?ет?ся та?ки?ми сти?ха?ми: ?Ры?да?е?ши, Иису?се, сие смерт?на?го су?ще?ства; ожив?ля?е?ши дру?га Тво?е?го, сие бо?же?ствен?ныя кре?по?сти?. То, что Ты, Гос?по?ди, опла?ки?ва?ешь Ла?за?ря, про?яв?ле?ние ?смерт?но?го су?ще?ства?, вос?кре?ше?ние дру?га ? сви?де?тель?ство Бо?же?ствен?ной си?лы.

В день Ла?за?ре?вой суб?бо?ты со?вер?ша?ет?ся ли?тур?гия Иоан?на Зла?то?уста сво?им обыч?ным по?ряд?ком, но по?ет?ся не Три?свя?тое, а Ели?цы во Хри?ста кре?сти?сте?ся. По воз?гла?се Из?ряд?но о Пре?свя?тей? по?ет?ся за?до?стой?ник, хо?тя Ти?пи?кон о нем умал?чи?ва?ет.

Неде?ля Ва?ий, неде?ля цве?то?нос?ная, празд?ник Вхо?да Гос?под?ня в Иеру?са?лим, а на Ру?си еще и Верб?ное вос?кре?се?нье ? так на?зы?ва?ет?ся сле?ду?ю?щий день. В этот день не по?ем вос?крес?ных пес?но?пе?ний, не празд?ну?ем Вос?кре?се?ние Хри?сто?во, и на?до ска?зать, что та?кое по?стро?е?ние бо?го?слу?же?ния под?чи?ня?ет?ся об?щим пра?ви?лам: ес?ли дву?на?де?ся?тый Гос?под?ский празд?ник по?па?да?ет на вос?кре?се?нье, ?вос?кре?се?но ни?что?же по?ем?, т.е. вос?кре?се?нье не празд?ну?ет?ся, а толь?ко Гос?под?ский празд?ник. В ка?ком-то смыс?ле мож?но ска?зать, что вос?кре?се?нье пе?ре?не?се?но на суб?бо?ту Ла?за?ре?ву. Тро?парь празд?ни?ка об?щий с Ла?за?ре?вой суб?бо?той, од?на?ко, есть и вто?рой тро?парь Вхо?да Гос?под?ня в Иеру?са?лим; это един?ствен?ный Гос?под?ский празд?ник, име?ю?щий два тро?па?ря. Этот вто?рой тро?парь по?ка?зы?ва?ет нам осо?бен?ную чер?ту это?го со?бы?тия, зву?чит он так:

?Спо?греб?ше?ся Те?бе кре?ще?ни?ем, Хри?сте Бо?же наш, без?смерт?ныя жиз?ни спо?до?би?хом?ся Вос?кре?се?ни?ем Тво?им, и вос?пе?ва?ю?ще зо?вем: осан?на в выш?них, бла?го?сло?вен гря?дый во Имя Гос?подне?.

Здесь го?во?рит?ся от ли?ца всех, кто со?брал?ся в хра?ме: ?Спо?греб?ше?ся Те?бе кре?ще?ни?ем, Хри?сте Бо?же наш?, ? вот мы кре?сти?лись и кре?ще?ни?ем сво?им мы Те?бе спо?греб?лись, мы умер?ли вме?сте с То?бой, Гос?по?ди, и бес?смерт?ной жиз?ни ?спо?до?би?хом?ся Вос?кре?се?ни?ем Тво?им?. Очень ин?те?рес?но, что здесь го?во?рит?ся не о празд?ну?е?мом со?бы?тии, а о та?ин?ствен?ном смыс?ле хри?сти?ан?ской жиз?ни. С этой же те?мой в Неде?лю ва?ий свя?за?на од?на сти?хи?ра; она по?вто?ря?ет?ся за служ?бу 7 раз, с уди?ви?тель?ным по?сто?ян?ством:

?Днесь бла?го?дать Свя?та?го Ду?ха нас собра, и вси, взем?ше Крест Твой, гла?го?лем: бла?го?сло?вен Гря?дый во Имя Гос?подне, осан?на в выш?них?.

По?вто?ря?ет?ся этот текст, ко?неч?но, не по?то?му, что на про?тя?же?нии столь?ких ве?ков не на?шлось че?ло?ве?ка, ко?то?рый бы со?чи?нил еще шесть сти?хир, чтобы вос?пол?нить бо?го?слу?же?ние, а по?то?му что текст этой сти?хи?ры очень ва?жен. Зна?е?те, как ро?ди?те?ли вос?пи?ты?ва?ют ре?бен?ка: я же те?бе го?во?рил, и вче?ра го?во?рил, и се?го?дня опять го?во?рю; по?вто?ря?ет?ся то, что важ?но. На Гос?по?ди, воз?звах эта сти?хи?ра зву?чит под?ряд два ра?за, в этом же цик?ле она зву?чит на Сла?ву и на И ныне, на сти?ховне она по?ет?ся два ра?за и на утре?ни по 50 псал?ме. На?вер?но, имен?но на этот текст и сле?ду?ет об?ра?тить осо?бое вни?ма?ние. Здесь го?во?рит?ся о том, что Гос?подь со?брал нас в Церк?ви и объ?еди?нил бла?го?да?тью Свя?то?го Ду?ха. А даль?ше та?ин?ствен?ные сло?ва: ?И вси, взем?ше Крест Твой, гла?го?лем?. Обыч?но ведь го?во?рят о несе?нии сво?е?го Кре?ста, а как нам взять Крест Хри?стов? Долж?но быть, здесь го?во?рит?ся о го?ря?чем сер?деч?ном стрем?ле?нии все раз?де?лить с Гос?по?дом. Здесь го?во?рит?ся, что мы встре?ча?ем Его всем су?ще?ством: Гос?подь гря?дет на воль?ную страсть, и мы идем вме?сте с Ним, Этот текст очень лич?ный, он от?но?сит?ся лич?но к каж?до?му и в то же вре?мя объ?еди?ня?ет всех, ко?го ?бла?го?дать Свя?та?го Ду?ха собра?.

Служ?ба Неде?ли ва?ий ? бден?ная, на ве?ли?кой ве?черне па?ри?мии и ли?тия, на утре?ни ? по?ли?е?лей и празд?нич?ное окон?ча?ние, это по?ря?док обыч?но?го бде?ния. Неде?ля ва?ий при?ме?ча?тель?на так?же тем, что в этот день мы несем в храм рас?пус?ка?ю?щи?е?ся вет?ки вер?бы. В Ти?пи?коне не упо?ми?на?ют?ся ни ел?ки на Рож?де?ство, ни бе?рез?ки на Тро?и?цу, а вот в Неде?лю ва?ий по?ла?га?ет?ся освя?ще?ние ва?ий, и в очень важ?ном ме?сте служ?бы ? по?сле Еван?ге?лия, по 50 псал?ме. Во вре?мя чте?ния 50 псал?ма со?вер?ша?ет?ся каж?де?ние огром?но?го пуч?ка ве?ток, ко?то?рые за?тем долж?ны раз?да?вать?ся бра?тии, но пе?ред этим про?из?но?сит?ся спе?ци?аль?ная мо?лит?ва на освя?ще?ние ва?ий и они окроп?ля?ют?ся свя?той во?дой (в Ти?пи?коне об окроп?ле?нии не го?во?рит?ся). И ко?гда бра?тия под?хо?дит це?ло?вать Еван?ге?лие, игу?мен каж?до?му да?ет эти вет?ки. Ко?неч?но, это долж?ны быть вет?ки фини?ко?вой паль?мы, но у нас паль?мы не рас?тут. В это вре?мя на Ру?си обыч?но толь?ко-толь?ко за?цве?та?ет вер?ба, по?это?му у нас это вос?кре?се?нье и по?лу?чи?лось Верб?ным. До?стой?но вни?ма?ния, что освя?ще?ние этих ве?то?чек со?вер?ша?ет?ся не пе?ред служ?бой и не по?сле служ?бы (где-то там, на за?двор?ках, ко?гда все уже рас?хо?дят?ся), оно со?вер?ша?ет?ся в са?мом цен?тре служ?бы, в са?мом ее серд?це. И игу?мен раз?да?ет бра?тии эти ве?точ?ки, чтобы сей?час, во вре?мя чте?ния ка?но?на каж?дый ося?зал их так, как ося?зал их на?род, от?ро?ки, встре?чав?шие Хри?ста. Этот мо?мент сви?де?тель?ству?ет от?нюдь не о ?те?ат?раль?ной пыш?но?сти? бо?го?слу?же?ния, а о том, что празд?ник дол?жен вой?ти во все на?ше су?ще?ство ? через зре?ние, слух, обо?ня?ние (ко?гда мы чув?ству?ем бла?го?уха?ние ка?диль?но?го ды?ма) и да?же ося?за?ние. Все на?ши те?лес?ные чув?ства, от?кры?тые для вос?при?я?тия этой выс?шей, ду?хов?ной ре?аль?но?сти, по?мо?га?ют нам при?бли?зить?ся к ней.

По де?вя?той пес?ни ка?но?на нет све?тиль?на. ?Све?тиль?на не гла?го?лем, но абие: Свят Гос?подь Бог наш?, ? го?во?рит?ся в бо?го?слу?жеб?ных кни?гах.

Бо?же?ствен?ная ли?тур?гия в этот день со?вер?ша?ет?ся по чи?ну Иоан?на Зла?то?уста, на ней по?ют?ся празд?нич?ные ан?ти?фо?ны и воз?гла?ша?ет?ся вход?ный стих. Осо?бен?ность ее так?же в том, что по?ет?ся за?до?стой?ник, про?из?но?сит?ся празд?нич?ный от?пуст.

Источник: Азбука веры

Читайте также: